год
Название фильма
Описание короткое
Название фильма
Студия, год, продолжительность в минутах
Фотоаппарат в награду
Картина нарочно делалась по голливудским канонам. Этому способствовала и длительная зарубежная командировка Александрова, в которую он ездил с Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ в 1931-1932 годах. Тогда съёмочную группу «Броненосца «Потёмкина» отправили в Европу, США и Мексику рассказывать о советском кино и набираться опыта. Этот опыт и пригодился Александрову. Рецепт был прост: брался популярный певец – в данном случае Леонид Утёсов, - ему давалась роль талантливого непрофессионального музыканта, к нему «прилагалась» красивая актриса для лирической линии сюжета – и с ней рука об руку певец шёл к вершинам успеха. Таких лент - сотни.
Не мудрено, что ещё на стадии подготовки к съёмкам многие работники советской киноиндустрии обвиняли фильм, что он «какой-то не наш», «западный», а сценаристка Эсфирь Шуб прямо писала: «Подставьте английские имена, и получится настоящая американская комедия. Вещь целиком не наша». К тому же Александров позже признавался, что, работая над картиной со сценаристами Николаем Эрдманом и Владимиом Массом, они сознательно уходили от идеологии, стараясь, чтобы было просто смешно.
Но «Весёлые ребята» оказались особенными. Во-первых, фильм всё равно получился агитационным, восхваляющим жизнь при Сталине. Позже Александров снимет немало картин, гораздо более пропитанных идеологией: «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь», «Весна». Даже кумир миллионов зрителей Чарли Чаплин, оставшийся в восторге от «Весёлых ребят», это заметил: «Александров открыл нам новую Россию. До этого американцы знали Россию Достоевского, теперь они увидели большие сдвиги в психологии людей. Люди бодро и весело смеются. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами».
Во-вторых, судьба актрисы, сыгравшей подругу главного героя, сложилась не типично: Любовь Орлова и сама стала настоящей звездой, в том самом, голливудском смысле. Дело в том, что во время съемок в неё по уши влюбился Григорий Александров. Он оставил семью, женился на Орловой и затем снимал её во всех фильмах, сделав «русской Марлен Дитрих». Она первой из советских артистов могла позволить себе «звёздную» жизнь – с шиком и роскошью, свободными разъездами по всему миру. Для неё и Александрова по личному указанию Сталина построили дом во Внуково, где они жили и принимали гостей, в числе которых были и Федерико Феллини с Джульеттой Мазиной, и та самая Марлен Дитрих, с которой вечно сравнивали Орлову.
Зато для Леонида Утёсова «Весёлые ребята» стали последним художественным фильмом, в котором он снялся. Как музыкант он достиг наивысшего успеха, а кинокарьера не задалась. И даже когда съёмочную группу награждали за работу, Александров и Орлова удостоились орденов, а Утёсов получил лишь фотоаппарат.

Рекорд монтажа
Половине успеха «Весёлые ребята» обязаны музыке Исаака Дунаевского, звучащей в картине. Многие номера были взяты из спектакля Утёсова «Музыкальный магазин», шедшего на сцене ленинградского «Мюзик-холла». И даже имя главного героя Кости Потехина – оттуда же. Только теперь он стал не продавцом, а пастухом.
На черноморском курорте его приняли за парагвайского маэстро Косту Фраскини. Богатая дама Елена, названная в титрах «дитя Торгсина», пригласила Костю на приём, куда тот заявился со своим стадом. Сцена, когда скотина вламывается в столовую и учиняет разгром, стала одной из самых популярных. Правда, в наше время её бы не дали снять: поросёнка, чтобы он выглядел пьяным, по-настоящему напоили коньяком. Дали ведро водки и быку. С ним, кстати, получилась проблема: напившись, он начал буянить, бодался, нападал на людей. Справиться с животным дрессировщики не могли. Но помог местный ветеринар, посоветовавший добавить в водку бром – бык сразу стал спокойным. Что, впрочем, не избавило Любовь Орлову от серьёзной травмы: в эпизоде, когда она едет верхом на быке, животное взбрыкнуло, актриса упала и повредила ногу. «Корриду» доснимали через полтора месяца, когда Орлова вышла из больницы.
Профессионалы кино отмечают и знаменитую сцену «музыкальной драки», когда участники ансамбля Кости Потехина ссорятся во время репетиции. В этом динамичном четырёхминутном эпизоде больше 250 монтажных склеек! То есть каждый кадр длится менее одной секунды. Причём каждый план отдельно придумывался, выстраивался, а потом монтировался. Был практически повторён мировой рекорд, когда кадр длился 0,8 секунды, но он был поставлен ещё в эру немого кино.
За рубежом картина шла под двумя названиями: «Москва смеётся» и «Мир смеётся» - и имела огромный успех. Призов, правда, не завоевала. А в СССР фильм полюбился настолько, что его с удовольствием смотрят и спустя 80 лет после выхода на экраны. Уж очень талантливо снято.

Сюжет

Матросы стоящего на рейде Одессы броненосца «Потёмкин» отказываются есть обед, приготовленный из червивого мяса. Офицеры корабля приговаривают к расстрелу зачинщиков этой акции неповиновения. Но караул отказывается стрелять в своих товарищей, а остальные матросы поднимают бунт, сбрасывая офицеров за борт. Во время этой расправы гибнет и вдохновитель восстания матрос Вакуленчук.

Его тело товарищи отвозят на берег и кладут в палатке на причале, чтобы жители Одессы узнали о поднятом мятеже и его причинах: на грудь Вакуленчука положили табличку «За ложку борща». Одесситы поддерживают взбунтовавшихся матросов. Рыбаки на лодках плывут к броненосцу и братаются с командой. Остальные жители собираются на набережной.

Обеспокоенные восстанием и его поддержкой в городе власти Одессы вызывают регулярные войска и казаков. Те разгоняют горожан, устраивая бойню на Потёмкинской лестнице. В ответ броненосец даёт залп по Оперному театру, где заседает армейский штаб.

На подавление восстания на броненосце приходит эскадра Черноморского флота. Однако её матросы отказываются стрелять в своих товарищей, и «Потёмкин» спокойно проходит через строй кораблей, поднимает красный флаг и «вплывает» в зрительный зал.
Привет Мексике
Музыка
Если присмотреться к артикуляции Леонида Утёсова, когда он поёт песню «Легко на сердце от песни весёлой», можно заметить, что он произносит: «А ну давай, поднимай выше ноги, а ну давай, не задерживай, бугай». Дело в том, что к моменту съемки эпизода текст песни ещё не был написан, и Утёсов пел то, что приходило в голову. Со стихами вышла проблема – они никак не удавались. Не помог и объявленный через газеты народный конкурс. Пока, наконец, Василий Лебедев-Кумач не создал свой хрестоматийный вариант.

С этой песней, кстати, связана и история заимствования: Григорий Александров хотел получить «Марш весёлых ребят» в стиле мексиканской песни «Аделита» - и напел её Дунаевскому, как сумел. Одну музыкальную фразу композитор сохранил почти в оригинальном варианте – она звучит на словах «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт». «Плагиат» советская публика заметила в 1935 году, увидев мексиканский фильм «Вива, Вилья!» - было даже расследование в Союзе композиторов. Оно постановило, что Дунаевский действительно использовал двухтактный оборот из «Аделиты», но такая творческая переработка народных мелодий в искусстве лишь приветствуется.

Песня «Сердце» была самой любимой у Леонида Утёсова. Он с удовольствием пел её всю жизнь и даже книгу воспоминаний назвал «Спасибо, сердце».
А вот номер «Тюх-тюх, разгорелся наш утюг» попал под жернова критики – он был написан, как частушка. Но этот недостаток сыграл и положительную роль: песня полюбилась простому народу.

Крылатые фразы
- Ох, какая женщина! Убиться можно.

- Я думала вы музыкант, а вы пастух!
- Ну и что? Сегодня пастух, завтра музыкант.
- Вот завтра и приходите.

- Думала, думала. Индюк тоже думал.

- Рейс делали? Делали. Тридцать рублёв подряжали? Подряжали. Гони монету!

- Катафалк не резиновый, местов больше нету!

- Мы люди творческие, нам нужна мёртвая тишина.

- Мы ретепи-пети-петировали.

- Я вас познакомлю с мамой.
- А она не заругается?
- Да что вы, она умрёт от счастья!
- Ладно, если умрёт – приду.

- Простой пастух?
- Не простой, а главный.

- Ты играй-играй, а рукам волю не давай!

- А платить кто будет, Пушкин?

- Что такой женщине Восьмого марта делать? Рук-то нету, голосовать нечем.

- Вы такой молодой, и уже гений. Ну как же так можно?
- Привычка…

Режиссер
Сергей Эйзенштейн
(1898 – 1948)

Выдающийся советский кинорежиссёр, теоретик кино, педагог.

Биография
Родился в Риге в семье архитектора. Учился в Рижском реальном училище, увлекался рисованием, фотографией. В 1915 году переехал в Петербург и поступил в Институт гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).
После революции был призван в Красную армию. В 1921 году по совету своего друга Максима Штруха, с которым он вместе снимал комнату, поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские, ставил спектакли. В 1925 году окунулся в мир кино, сняв фильм «Стачка». Сразу после этого приступил к съёмкам «Броненосца «Потёмкина».
В 1928-1932 годах находился в длительной зарубежной командировке, посетив многие страны Европы, США, Мексику, где он выступал с лекциями по теории монтажа и сотрудничал с кинокомпаниями.
Вернувшись в СССР, возглавил кафедру режиссуры Государственного института кинематографии и приступил к съёмкам картины «Александр Невский», ставшей классическим образцом созданной Эйзенштейном теории «интеллектуального монтажа».
Во время Великой Отечественной войны снимал фильм «Иван грозный», признанный многими вершиной творчества Эйзенштейна.
Скончался в 1948 году в Москве от инфаркта. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Фильмография
1923 - Дневник Глумова (киновставка в театральную постановку «На всякого мудреца довольно простоты»
1924 — Стачка
1925 — Броненосец «Потёмкин»
1927 — Октябрь
1929 — Штурм Ля Сарраса (в соавторстве с Айвором Монтагу и Гансом Рихтером)
1929 — Старое и новое
1930 — Сентиментальный романс
1931 — Землетрясение в Оахаке (документальный)
1931 — Да здравствует Мексика! (завершён в 1979 году Григорием Александровым)
1933 — Эйзенштейн в Мексике (документальный)
1933 — Буря над Мехико
1934 — День смерти
1935—37 — Бежин луг
1938 — Александр Невский
1940 — Время на Солнце (документальный, в соавторстве с Григорием Александровым)
1941 — Мексиканская симфония
1941 — Свободная земля
1941 — Идол надежды
1941 — Обретение креста
1941 — Семена Свободы (в соавторстве с Гансом Бюргером)
1944 — 46 - Иван Грозный
Made on
Tilda