1979
Владимир Меньшов
Москва слезам не верит
Героине Веры Алентовой Кате (справа) пришлось преодолеть множество препон, одной воспитывать дочь, прежде чем она встретила своё женское счастье в лице слесаря Гоши, которого сыграл Алексей Баталов.
От фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», вышедшего в 1979 году, многого не ждали. Мелодрама о трёх провинциалках, приехавших покорять Москву, казалась обычной и даже простоватой. Но результат удивил всех.

Москва слезам не верит
Киностудия «Мосфильм», 1979 год, продолжительность 148 минут
– Хэллоу! Общежитие слушает!
Сначала картину посмотрело рекордное на то время количество зрителей – 85 миллионов человек, и это не считая тех, кто увидел её по телевидению! Затем весь фильм разобрали на цитаты – он до сих пор чемпион по их количеству на метр плёнки. И, наконец, в 1981 году американская киноакадемия присудила ленте «Оскар» как лучшей иностранной картине. А в России её до сих пор считают самым «женским» фильмом.
Причин, почему достаточно рядовая мелодрама вдруг стала сверхпопулярной, несколько. И первая – это уникальный дар режиссёра Владимира Меньшова строить диалоги, делать их образными, смешными и не надуманными. Это уже проявлялось в его театральных сценариях – например, трудно было поверить, что первоисточником искромётного спектакля Ленинградского ТЮЗа «Месс-Менд» стала довольно скучная книжка Мариетты Шагинян. Ведь фразы, над которыми ухохатывался зал, придумал Владимир Меньшов. Вот и здесь он взял сценарий Валентина Черных и полностью его переписал – ввёл новые персонажи, изменил почти все сцены и дал яркие реплики практически всем, даже эпизодическим героям.
Во-вторых, режиссёру повезло с актёрами. И это притом, что добрая половина артистов, которых Владимир Меньшов поначалу хотел задействовать, не захотела сниматься в дешёвой мелодраме. Даже Алексей Баталов поначалу отказался. Но, подумав, изменил решение. И правильно сделал: его слесарь Гоша на многие годы стал идеалом для женщин. Ведь у него был единственный недостаток: он старомодно считал, что социальный статус мужа должен быть выше, чем у жены.
Ирине Муравьевой (слева) её героиня Людмила не понравилась - она получилась хамовитой, неумной, пошловатой. Но зрителям она полюбилась за острый язык и верность подругам.
– А я оптимистка. Мне вот сказали – на кладбище надо знакомиться, с вдовцами.
Кстати, в этой картине советский зритель впервые увидел роли-камео, когда известные люди играют самих себя. Тут это были актёры Георгий Юматов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Конюхова и Леонид Харитонов, поэт Андрей Вознесенский. Выглядело необычно, но придавало достоверности происходящему на экране.
В-третьих, зрителей покорила так знакомая им «бытовуха»: всё в фильме казалось им близким, знакомым, правдивым. И полупустые полки гастронома, и стучащий кардан «жигулей», и жизненные истории. Даже коренные москвичи сопереживали трём обаятельным лимитчицам, завоёвывавшим Москву так по-разному.
Увлекала и стремительность сюжета – ни одной лишней реплики, ни одной ненужной сцены. Всё, как говорится, «в кассу». А значит, все два с лишним часа от экрана было не оторваться.
И, наконец, разговор, который Владимир Меньшов и его команда заводили со зрителем, был интересен – о смысле жизни и о любви, о женском счастье и настоящих мужчинах. То есть о том, о чём говорят женщины, и не только советские. Потому-то они так и полюбили картину – фильм был продан в сотню стран и везде пользовался успехом. Американцы говорили, что если Достоевский рассказал им о русских характерах былых времён, то Меньшов – о нынешних. После таких сравнений «Оскар», который получила «Москва слезам не верит», выглядит абсолютно закономерным.
Раиса Рязанова и Борис Сморчков сыграли супругов Тосю и Колю, для которых не было ничего важнее семьи.
— А где Тоня?
— С утра укатила с Николаем на дачу.
— Ууу… Ну, все! Засосало мещанское болото!
Крылатые фразы
– Не учи меня жить, лучше помоги материально!

– Все в Москву лезут, будто она резиновая.

– В 40 лет жизнь только начинается.

– Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить.

– Ну всё, засосало мещанское болото.

– Какие люди, и без охраны!

– Шашлык женских рук не терпит.

– С бумагой в стране напряжёнка!

– У тебя каждое утро эти крайние обстоятельства. Похмельный синдром называются.

– А шнурки тебе не погладить?
– У меня станок сломался, который деньги печатает.

– Терпеть не могу, когда у мужика нечищенная обувь.

– Вы знаменитость, вы привыкли, что девушки вам сами на шею вешаются. А я не такая.

– Нет, девочки, не хочу я начинать семью с обмана.

– Ты пойми, мы в Москве живём. А Москва – это большая лотерея, здесь можно сразу всё выиграть!

– Чёрт побери, вы так вкусно рассказываете, что аж слюнки потекли.

– Это комок нервов!

– Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион.

– Слушай, а почему ты не выходила замуж?
– Тебя ждала.

– Уж очень я какой-то идеальный получился.
– Ничего, жизнь это поправит.

– А вы что, с мамой вместе работаете?
– Нет, работаем мы в разных местах, но жить, надеюсь, будем вместе.

– Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юра, он же Гора, он же Жора – здесь проживает?

– Вечер перестаёт быть томным.

– А какие-то приметы есть? Ну, шрам на лице?
– Есть! У него шрам после аппендицита!

– Если я не ношу обручального кольца, это ещё ни о чём не говорит.
– Даже если бы вы носили три обручальных кольца, вы не замужем. У вас взгляд незамужней женщины.
– А что, незамужние смотрят как-то по-особенному?
– Конечно. Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины.

– А я оптимистка. Мне вот сказали – на кладбище надо знакомиться, с вдовцами.

– У тебя ж всё по правилам, а в жизни ещё и лотерея есть.

- Выиграла?
– А как же! Два раза по рублю.

– Да, интеллектом явно не изуродован.

– Всё и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я мужчина.

– И ляпай. Но ляпай уверенно, тогда это называется точкой зрения.

– Хэллоу! Общежитие слушает!

– Вот что значит интеллигентные люди – заранее предупреждают, боятся врасплох застать.

– Когда больше всего добьёшься в жизни, больше всего волком завыть хочется.

– В этой Третьяковке одни командировочные и гости столицы.

– Я привёз, я и пропил. Имею право!

– Спасибо, я хорошо зарабатываю.

– Ведь вам всё равно кого обнимать. А для меня это всё серьёзно!

– Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение.
Сюжет

Три подруги, соседки по общежитию – московская «лимита». Они приехали покорять столицу, но делают это по-разному.
Скромная деревенская девушка Тося не стремится ни к славе, ни к богатству. Она работает маляром-штукатуром на стройке, где встречает электрика Колю. Они женятся, и их главная цель – хорошая семья.
Бойкая Людмила верит, что жизнь – это лотерея, и у неё есть шанс вытянуть счастливый билет в виде состоятельного мужчины. Она работает на хлебозаводе, но всегда выдаёт себя за студентку и коренную москвичку. Людмила посещает все выставки, театры, концерты, фестивали, где есть шанс найти подходящего жениха.
Катя делает ставку на трудолюбие и образование. Она пока работает на заводе штамповщицей, но пытается поступить в Московский химико-технологический институт. Правда, неудачно. Но девушка не сдаётся и готовится к поступлению через год.
Дальние родственники Кати, профессор с женой, уезжают в отпуск и оставляют свою квартиру в высотке Кате, чтобы она присматривала за ней. С Катей в роскошной квартире поселяется и Людмила. Она придумывает выдавать себя за сестёр, профессорских дочек. Девушки устраивают приём для потенциальных кавалеров – его организацией занимается Людмила, Катя нехотя соглашается, чтобы не расстраивать подругу. Среди пришедших гостей – знаменитый хоккеист, игрок сборной СССР Гурин и оператор телевидения Рудольф. Скромный, безотказный Гурин – идеальный вариант для Людмилы: известный, бывает за границей, хорошо зарабатывает, и при этом она может им вертеть как хочет. Кате же приглянулся Рудольф. Между ними вспыхнул роман.
Вскоре родственники Кати возвращаются в Москву, и девушкам приходится снова переселяться в общежитие. Гурину всё равно, что Людмила не москвичка, он её и так любит. А вот Рудольф под давлением своей мамы рвёт отношения с Катей. Правда, он ещё не знает, что Катя беременна.
Прошло 20 лет. Тося и её муж Коля всё так же работают на стройке, у них трое сыновей, и они счастливы. Людмила успела развестись с Гуриным, который забросил спорт и сильно запил. Катя одна воспитывает дочь Александру.
Казалось бы, у Кати всё в порядке: она закончила вуз, стала директором завода и депутатом Мосгорсовета, у неё двухкомнатная квартира и машина «Жигули» - по тем временам она состоятельная дама с высоким социальным статусом. Но Катя несчастна, она плачет по ночам: она так и не встретила мужчину, которого могла бы полюбить. Женатый любовник не в счёт – он лишь позволяет не забывать, что она женщина.
Однажды, возвращаясь в дачи Тосиных родителей, Катя в электричке встречает бойкого, нагловатого и самоуверенного слесаря Гошу, который сходу решает, что им с Катей надо пожениться. Для более близкого знакомства он приглашает Катю с Александрой на пикник. Туда приезжают и сотрудники НИИ, в котором трудится Гоша – доктора и кандидаты наук. Они разыгрывают, будто у Гоши день рождения, произносят за него тосты, хвалят именинника, рассказывают, какой он прекрасный человек и уникальный профессионал. Этот наивный обман, который к тому же Гоша тут же и вскрывает, подкупает и Катю, и Александру. Катя влюбляется в нового знакомого. Наконец-то она счастлива, она встретила настоящего мужчину – и всю себя отдаёт охватившему её чувству. Вот только её приходится скрывать, что она директор крупного предприятия: Гоша уверен, что социальный статус мужа должен быть выше, чем жены.
Секрет Кати случайно выдаёт снова возникший в её жизни Рудольф. Правда, теперь он зовётся Родионом, но всё так же работает оператором на телевидении. Во время записи интервью на заводе он узнал в директоре свою бывшую подругу Катю. Он выяснил, что у неё от него ребёнок, и теперь предъявляет права на дочь. Явившись к ним домой, он и сообщил Гоше, что Катя – директор. После этого известия Гоша ушёл и пропал.
Катя безутешна. Восемь дней она плачет, не переставая. Подруги пытаются её утешить, а тем временем муж Тоси Коля прочёсывает всю Москву в поисках Гоши. Наконец, он находит его в какой-то коммуналке – пьяного, в халате на голое тело. Чтобы убедить Гошу вернуться к Кате, Николаю пришлось выпить с ним не одну бутылку. Но он своего добился: Гоша, уже выбритый и подтянутый, приводит невменяемого Колю в Катину квартиру, где их ждут Тося и Людмила. Теперь Катя счастлива по-настоящему.
Made on
Tilda