1967 год
сергей бондарчук
Война и мир
Масштабная киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» выходила на экран частями. Первые две серии показали в 1965 году, последние две – в 1967-м. И если сейчас таким ходом никого не удивишь, то тогда это было в новинку. Правда, многосерийность делалась не для коммерческой выгоды, да и не очень-то думали в СССР о прибылях. Просто огромный роман с множеством героев и сюжетных линий иначе экранизировать не получалось.

Война и мир
Мосфильм, 1965-1967 гг., продолжительность 140+93+77+93 минут
Догнать и перегнать
Незадолго до 150-летия Отечественной войны 1812 года в Советском Союзе решились снять кино по роману Льва Толстого. Может, за этот титанический труд и не стали бы браться, но в 1959 году в США выпустили фильм «Война и мир» Кинга Видора с изумительной Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Успех картины оказался огромным, в том числе в СССР – фильм вошёл в десятку лидеров советского проката.
А в Союзе в ту пору очень хотели обогнать и перегнать Америку по всем фронтам – начиная от производства молока и мяса и заканчивая строительством квартир. Сфера кино не стала исключением. И правительство решило: американскую ленту надо переплюнуть, снять Льва Толстого так, чтобы мир ахнул.
За право экранизировать роман боролись два режиссёра: легендарный Иван Пырьев и молодой Сергей Бондарчук, уже снявший к тому моменту «Судьбу человека». Победил Сергей Бондарчук, что стоило ему отношений с Иваном Пырьевым: до конца жизни маститый коллега с ним даже не здоровался.
В помощь Сергею Бондарчуку страна отдала всё, чем располагала – заводы, музеи, армию. Но с условием: всё должно делаться только на отечественной технике и не хуже, чем в США. Пришлось наладить выпуск широкоформатной 70-миллиметровой плёнки, конструировать под неё кинокамеру, придумывать, как писать шестиканальный звук. Плёнка, кстати, оказалась ужасной – было много брака. Из-за этого приходилось по 20–30 раз переснимать даже удачные дубли.
Десятки предприятий ткали ткани, шили костюмы, обувь, головные уборы, выпускали оружие и предметы быта наполеоновских времён – от тростей и пролёток до пуговиц и табакерок. Музеи предоставили посуду, мебель, зеркала, часы и прочий декор, и даже немного перестарались – критики потом усмехались, что дом Ростовых по роскоши не уступал императорским дворцам. И только парикмахера, делавшего артистам причёски, выписали из Франции – своих мастеров нужного профиля просто не было.
Бюджет фильма составил астрономическую сумму – восемь миллионов рублей. Но и она не учитывала расходы Минобороны, которое предоставило кавалерийскую дивизию, тысячи пехотинцев и сапёров, дорогую технику, снаряды. Солдаты и окопы рыли, и в батальных сценах снимались. Так, в Бородинском киносражении сошлись 12 тысяч человек! А в финальной сцене у победного костра – три тысячи.
Такого размаха ещё не знал ни советский, ни мировой кинематограф.

Прямо по тексту
Картина «Война и мир» стала первым советским художественным фильмом, получившим «Оскара» – до этого такой награды удостоилась лишь документальная лента 1942 года «Разгром советских войск под Москвой». Что же так зацепило американских киноакадемиков?
Достоинств у картины оказалось немало. Во-первых, трепетное следование первоисточнику: Сергей Бондарчук снимал максимально близко к тексту, лишь немного сократив повествование. И при этом получилось зрелищно, по-киношному. Этому очень радовались школьники: теперь роман можно было не читать, а смотреть. Во-вторых, фантастический внутрикадровый монтаж. Многие сцены, даже батальные, снимались длиннющими планами, в один кадр умещались десятки событий. Для этого оператору Анатолию Петрицкому пришлось пойти на массу уловок: тут и канатная дорога над Бородинской битвой, и круговые рельсы, вокруг которых полыхал пожар Москвы, и ролики, на которых Анатолий Петрицкий с камерой ездил между танцующими на балу парами, а потом на кране взмывал вверх. Каждый такой кадр репетировался неделями: всё должно было происходить в точно рассчитанный момент. Чуть что не так – и приходилось начинать с начала.
Третья причина – сохранившийся дух романа. Прежние экранизации были хороши, но они сосредотачивались на чём-то одном: либо на любовных историях, либо на батальных сценах. А Бондарчук сохранил всё. И при этом показал целую палитру русских характеров – разных, ярких, но объединённых одним качеством: преданностью Родине.
Трудности осанки
В картине снималось огромное количество актёров. Ведь только персонажей, произносящих текст, в фильме больше трёхсот! И тут Сергей Бондарчук столкнулся с проблемой всех советских режиссёров, снимающих кино про «прошлую жизнь»: наши артисты не умеют носить костюмы аристократов. Плохо ходят, не держат спину и голову, делают множество суетных движений – и получаются «крестьяне во фраках». Для комедии это хорошо, но для исторической ленты – катастрофа. Исключение составили единицы. Вячеслав Тихонов, у которого нет и намёка на благородное происхождение, как-то сразу «врос» в князя Андрея Болконского. Опытнейший Владислав Стржельчик легко стал Наполеоном, а Антонине Шурановой даже не надо было стараться, чтобы сыграть княжну Марью – за врождённый аристократизм артистке в её родном Ленинградском ТЮЗе давно дали прозвище Княгиня. Остальным актёрам пришлось долго тренировать спину.
Впрочем, было ещё одно исключение – Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову. Она была солисткой балета в Мариинском театре, а уж балеринам ставят осанку и походку ещё в училище. Её роль получила высшее народное признание: после выхода фильма Наташа Ростова стала героиней анекдотов. Правда, в пару ей дали почему-то не Болконского, Курагина или Безухова, а поручика Ржевского из совсем другого фильма – «Гусарская баллада», вышедшего в том же 1967 году.

Кинопробы
Кто мог сыграть главных героев.
Андрей Болконский
Пробовались: Юрий Соломин, Иннокентий Смоктуновский (2), Эдуард Марцевич, Олег Стриженов, Кирилл Лавров (1).
Сыграл: Вячеслав Тихонов.


Наташа Ростова
Пробовались: Анастасия Вертинская, Людмила Гурченко (1), Наталья Фатеева, Лариса Голубкина (2), Людмила Марченко, Валентина Малявина.
Сыграла: Людмила Савельева.
Александр Горелик
Made on
Tilda