1979
Станислав Говорухин
Место встречи
изменить нельзя
Нового года не бывает без «Иронии судьбы», а Дня милиции – без «Место встречи изменить нельзя». Впервые этот пятисерийный телефильм показали 11-16 ноября 1979 года, и с тех пор он не сходит с экранов.

Место встречи изменить нельзя
Одесская киностудия, 1979, продолжительность 360 минут
В паре Глеба Жеглова (Владимир Высоцкий) и Володи Шарапова (Владимир Конкин) зрители увидели идеал сотрудника уголовного розыска: один строгий, жёсткий, готовый засадить преступника в тюрьму любой ценой, второй – мягкий, справедливый, не желающий наказывать невиновного. Такого бы оперативника или следователя – в одном лице. Но увы. Так что пришлось выбирать, и большинству, разумеется, больше нравился Жеглов: во-первых, играла свою роль могучая харизма Высоцкого, во-вторых, людям оказалась близка его доктрина: «Вор должен сидеть в тюрьме! А как я его туда засажу, никого не волнует». Вот и советские сыскари, а затем российские, глядясь в зеркало, больше хотели видеть там черты, схожие с Жегловым, нежели с Шараповым.

Хотя в книге братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которой снят фильм, Жеглов скорее герой отрицательный – жёстокий, хитрый, готовый, пусть и ради благой цели, творить зло. В противовес ему Шарапов – герой рассуждающий, сомневающийся в своей правоте, не согласный на «любые методы». Но зритель решил по-своему: грубые профессионалы обществу ближе каких-то интеллигентов.

Режиссёру картины Станиславу Говорухину это обаяние Жеглова часто ставили в упрёк: Высоцкий «вытянул» своего неоднозначного героя, сделал его сугубо положительным, мало того – образцом для подражания. Хотя сам актёр прекрасно понимал, что его персонаж отталкивающий. Высоцкий даже отказывался надевать китель – не хотел мараться о форму сталинской милиции, заполнившей лагеря невиновными людьми. Его еле уговорили лишь на один эпизод и то со специально придуманной фразой: «Вот Шарапов, моя домашняя одежда, вроде пижамы. Никогда не надевал и, наверное, не придётся». Высоцкий специально добавлял в игру грубые интонации, но и они понравились зрителю. Видимо, Эра милосердия ещё не наступила.

Говорухин собрал в картине блестящий актёрский состав – Зиновий Гердт, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев, Сергей Юрский, Леонид Куравлёв, Лариса Удовиченко, Александр Белявский, Станислав Садальский, Александр Абдулов, Наталья Фатеева. Даже небольшие роли они играли убедительно, у каждого персонажа были характер и история. И это, пожалуй, главное, что отличает «Место встречи…» от прочих детективов, где характеры, как правило, даются пунктирно, ровно настолько, насколько того требует сюжет. Здесь же сюжет - это лишь события, на фоне которых раскрываются герои и доносятся до зрителя важные мысли. Как в общем-то и полагается в настоящем искусстве.




Из первых уст
Станислав Говорухин, режиссёр фильма, председатель Комитета Госдумы по культуре:

- Почему фильм нравится? Во-первых, потому что он, конечно, не о милиции. Он о том времени, об отношениях между людьми той эпохи. Во-вторых, в основе кино всегда лежит драматургия, то есть настоящая литература. Сейчас снимают отвратительные фильмы именно потому, что люди перестали читать, у них нет литературного вкуса. А в основе «Место встречи изменить нельзя» лежит прекрасный роман братьев Вайнеров. Но я сразу скажу, я не точно его экранизировал, фильм отличается от книги – он не лучше, не хуже, он другой.
Жеглов имеет и отрицательные, и положительные черты, но каждый артист вносит свою индивидуальность. Конечно, и Володя Высоцкий внёс что-то своё в образ Жеглова. Так ведь и Шарапов другой! В книге это здоровый волк, разведчик, который легко задушил бы любого, если что, а у Конкина он совсем не такой. У меня были симпатии и к тому, и к другому герою. Но всё же Жеглов – центральная фигура, он противоречивее, а потому интереснее. Шарапов же – абсолютно положительный, это всегда труднее играть.

Крылатые фразы
- Будет сидеть! Я сказал.

- Ну и рожа у тебя, Шарапов!

- Коселёк, коселёк. Какой коселёк?

- Нету у вас методов против Кости Сапрыкина!

- С почином вас, Глеб Георгиевич!

- Милосердие – поповское слово.

- Есть сомнение, мил человек, что ты стукачок.

- Я сказал Горбатый!

- Чё дразнисся? Щас вассе ничего говорить не буду.

- Эх, сейчас бы супчику горяченького да с потрошками!

- Угостите даму спичкой, гражданин начальник.

- Как писать - Облигация или Аблигация?

- Браслет старинный, цены немалой.

- Не бери на понт, мусор!

- Маня, не ругайся, ты мне молодого человека испортишь.

- Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем.

- На святое дело идём – друга из беды выручать.

- Бабу не проведёшь, она сердцем видит.

- Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик – и ты уже на небесах.

- Твой номер шестнадцатый, следи за клиентом.

- Это ты умный, а я так, погулять вышел.

- Указ семь-восемь шьёшь, начальник?

- Кабаки и бабы доведут до цугундера.

- Лицо такое… ну, в общем, бабам нравится.

- Малин что ли мало в Марьиной роще?

- Не учи учёного, гражданин Копчёный!
Made on
Tilda