1979-1986
Игорь Масленников
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕРЛОКА ХОЛМСА И ДОКТОРА ВАТСОНА
Телефильм Игоря Масленникова о великом лондонском сыщике впервые показали 22 марта 1980 года, сразу обе серии – до и после программы «Время». С этого момента у советских зрителей образы Шерлока Холмса и доктора Джона Ватсона стали навсегда связаны с актёрами Василием Ливановым и Виталием Соломиным.

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
1979-1986, продолжительность 753 минуты
О том, что это будет сериал, никто ещё не знал. Но на телевидение сразу стали приходить мешки писем с просьбами снять продолжение. Так что Игорю Масленникову и всей съёмочной группе пришлось повторить судьбу Артура Конан Дойла: тот тоже писал продолжения своих знаменитых рассказов о Холмсе из-за требований публики. И даже убив надоевшего ему героя в «Рейхенбахском водопаде», вынужден был потом его снова оживить. Вот и «нашим» Холмсу с Ватсоном пришлось появиться ещё в четырёх картинах. Съёмки в общей сложности продолжались восемь лет – последний фильм «ХХ век начинается» вышел в 1986 году.

Мало того что сериал полюбили в СССР, его ещё и признали одной из лучших в мире экранизаций Дойла, а Василия Ливанова – лучшим не британским актёром, сыгравшим Холмса, его портрет висит в музее на Бейкер-стрит 221б. Возможно, одной из причин такого успеха стала необычность подачи: фильмов о Холмсе к концу 70-х годов в мире сняли уже множество, четыре ленты только в Советском Союзе, и всюду главный герой был один – Шерлок Холмс. Ватсон показывался вскользь, схематично. И это было, как правило, не очень интересно: каким бы колоритным ни был сыщик, без полноценного партнёра, отношения с которым раскрывали бы его характер, образ получался скучным, плоским, однобоким. У Масленникова впервые доктор Ватсон стал таким же главным героем, как и Холмс. Зритель увидел не просто детектив, где следователь-любитель распутывает хитроумные преступления, а настоящую человеческую историю. И это стало революцией в экранизации рассказов Конана Дойла – с тех пор почти все фильмы о Холмсе снимались именно так.

Более того, детективная составляющая сюжета ушла на второй план – поиски преступников занимают не так уж много экранного времени. А на первый план вышли отношения Холмса и Ватсона. Вот почему оператор Юрий Векслер так часто показывает лица героев, да ещё и так ставит свет, что изображения, несмотря на статичность, получаются эмоциональными и немного картинными. Кстати, Масленников использовал незаметный для зрителя приём: у него пара Холмс – Ватсон живёт по законам комедийного жанра! Это произвело на публику неизгладимое впечатление – герои вроде серьёзные, но такие смешные! Блестящий дуэт Ливанова и Соломина дополнили прекрасные комедийные актёры Рина Зелёная (миссис Хадсон) и Борислав Брондуков (инспектор Лейстрейд). Благодаря этой четвёрке фильм наполнился иронией, гротеском и даже отчасти пародийностью – ведь о нравах Викторианской эпохи в СССР разве что читали в классической английской литературе. Так что сцены завтраков, чтения газет, визитов, бесед не столько играли, сколько изображали, как бы это могло быть. Но делали это так старательно и с таким увлечением, что это понравилось даже британцам.

Кстати, англичане официально увидели только один фильм из пяти – в 1982 году в Великобритании показали «Собаку Баскервилей». Но к тому времени остальные серии уже проникли на Туманный Альбион в виде пиратских видеокассет: жители Западного Берлина записали их во время трансляций картины по телевидению ГДР.

Ещё один фактор, принёсший успех сериалу Масленникова – музыка Владимира Дашкевича. Он сумел выполнить задачу, поставленную перед ним режиссёром: написать торжественную, имперскую, но при этом тонкую, лиричную, временами нежную мелодию. Музыка получилась настолько британской, что коллеги Дашкевича даже долго потом спорили, кто из английских композиторов «напел» ему такой великолепный мотив. Но похожих мелодий ни у кого найти не сумели. А смотреть надо было не на англичан, а на немца – Иоганна Себастьяна Баха и его знаменитую токкату и фугу ре-минор. Дашкевич не списал оттуда ни одного аккорда, ни одной модуляции, но влияние этого мощного произведения чувствуется отчётливо. Не мудрено, что и музыка из фильма производит почти такое же сильное впечатление.

Крылатые фразы
– Элементарно, Ватсон!

– Овсянка, сэр.

– За кого меня принимают в этой гостинице? За дурачка? За дурачка.

– Бездоказательно, дорогой профессор, бездоказательно!

– Доставим быстрее ветра, святой отец. Но, старушка Меддоуз!

– Самый совершенный мозг в мире ржавеет без дела.

– Пришёл, наследил, испортил ха-а-арошую вещь.

– Говорят, так воет собака Баскервилей.

– Орхидеи ещё не зацвели.

– Ну и методы у вас в Скотленд-Ярде.

– Мозг человека – огромный чердак, в который можно запихнуть всё что угодно. Дурак так и делает.

– Я к вашим услугам, профессор!

Made on
Tilda