1968
леонид гайдай
Бриллиантовая рука
В 1968 году на экраны вышла «Бриллиантовая рука», которую до сих пор считают лучшей отечественной комедией. Калейдоскоп шуток, эскапад, эксцентрики сделали картину обожаемой.

«Бриллиантовая рука»
Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Луч», 1968 год, продолжительность 1 час 40 минут
Режиссёр Леонид Гайдай к тому времени уже выдал и Шурика, и троицу самогонщиков – Труса, Балбеса и Бывалого. И от него ждали примерно того же – эксцентрической комедии. Но «Бриллиантовая рука» оказалась иной.

Во-первых, это была пародия - на детектив, боевик и даже шпионский триллер. Во-вторых, любимый актёр Гайдая Юрий Никулин уже не был алкоголиком Балбесом. Напротив, он – добропорядочный гражданин, случайно втянутый в криминальные приключения. Так что роль была больше драматической, чем комической. Функция ужимок и гримас целиком досталась парочке контрабандистов Лёлику и Геше, которых играли Анатолий Папанов и Андрей Миронов. Кстати, в «Бриллиантовой руке» они, партнёры по театру Сатиры, впервые выступили дуэтом на экране – и потом уже нередко снимались вместе.
Гайдай изменил и привычную стилистику – даже монтаж стал не таким энергичным, как в «Самогонщиках» или «Кавказской пленнице», здесь больше внутрикадрового монтажа, длинных планов, есть даже искусственные затянутости. Позже за это режиссёру досталось от коллег на худсовете: от него требовали сократить некоторые сцены, например, рыбалку у Черных камней и пробеги Миронова по узким улицам «города контрастов» Стамбула.

Первый стриптиз

Подбор актёров был шикарным: главные роли играли любимцы публики. Правда, Миронов к тому времени лишь подступался к комедиям – за его плечами были «Три плюс два» и «Берегись автомобиля», но критики считали, что в этих фильмах артист «пережимал, кривлялся». А в «Бриллиантовой руке» он раскрылся – играл легко, искромётно, красиво. Многое он придумал сам, например, откидывание челки со лба – потом это движение станет его визитной карточкой, так же дёргать головой будут и Остап Бендер, и министр-администратор, и милиционер Андрей из «Невероятных приключений итальянцев в России». Он же вместе с Леонидом Каневским и Гайдаем сочинял якобы турецкий язык, а на самом деле – тарабарщину: она тоже должна была звучать смешно и вызывать определённые ассоциации у зрителя. А уж как Миронов отыграл эпизод на островке, как кричал «Спасите!» - на выручку ему даже примчался настоящий спасательный катер. А вот сцена прохода «по воде» вызвала у худсовета недовольство: уж слишком одухотворённое лицо было у Миронова, хоть в «Андрея Рублёва» вставляй. Но зрители были в восторге, особенно от контраста со следующей мизансценой, когда Геша, понявший, что идёт по камушкам, пинком отправляет «святого» мальчишку в воду.
Звездой картины стала и Светлана Светличная – её в основном снимали в эпизодах, но роль соблазнительной красотки стала самой яркой. Как исполнять стриптиз актрисе было посмотреть негде, поэтому танец она придумала сама – вопреки всем правилам этого жанра, но очень сексуальный. И потом, это был первый стриптиз в советском кино!
Впрочем, вряд ли только из-за него фильм за год посмотрело 75 миллионов зрителей, а это третий результат за всю историю отечественного кинематографа.
Сюжет
Экономист Семён Семёнович Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе «Михаил Светлов». Его соседом по каюте оказывается Геннадий Козодоев – Геша. Этот молодой, обаятельный человек работает манекенщиком. Но у него есть и вторая профессия, криминальная: контрабандист. Он должен получить в Стамбуле ювелирные изделия и тайно ввезти их в СССР. Для этого ему надо поскользнуться на арбузной корке возле аптеки и произнести пароль «Черт побери!» Вот только в Стамбуле всё пошло не так. Пытаясь избавиться от Горбункова, с которым он до этого всегда ходил вместе, Геша потерялся в узких стамбульских улицах. И в результате около аптеки первым оказывается ничего не подозревающий Сеня. Он поскальзывается на корке и по-настоящему и получает вывих руки. И произносит единственное, что могло прийти в голову приличному человеку того времени: «Черт побери!»
Аптекари принимают Горбункова за контрабандиста, которого они ждали, заносят его в аптеку и вправляют вывих. От боли Семён Семёнович падает в обморок, и аптекари, чтобы не терять времени, накладывают ему гипс бессознательному. В гипс они укладывают золотые украшения с бриллиантами. Вскоре Горбунков приходит в сознание, но, увидев, что его рука превращается в контейнер для контрабанды, не подаёт виду, что очнулся.
Когда Козодоев, наконец, находит нужную аптеку, падает и произносит «Черт побери!», аптекари понимают, что загрузили ювелирку не тому туристу. Но они утешают Гешу, что тот был без сознания и не знает, что у него в гипсе.
Теперь у Геши, его напарника Лёлика и их шефа одна задача: незаметно выпотрошить гипс Сени. Они не знают, что Горбунков ещё на корабле рассказал о контрабанде капитану, и тот сообщил об этом в милицию. Так что в родном порту Семёна Семёновича уже встречал сотрудник милиции Михаил Иванович. Он предлагает Горбункову сыграть роль наживки, чтобы через него выйти на контрабандистов. Скромный экономист боится, но соглашается.
Преступники решают снять гипс с золотом время рыбалки на Чёрных камнях. Лёлик ныряет с аквалангом и цепляет к крючку Сени одну рыбу за другой, чтобы тот увлёкся уловом и не заметил, как Козодоев подойдёт к нему сзади и ударит камнем по голове. Но Геше так и не удаётся незаметно подобраться к жертве. Все заканчивается тем, что на удочку Семёна Семёновича попадается Лёлик: крючок зацепился за его плавки. Горбунков тянет крупную добычу, а когда хватается за сачок, отдаёт удочку Козодоеву. В этот момент Лёлик включает подводный буксировщик и уплывает в открытое море, утаскивая за собой Гешу. Тот оказывается на маленьком островке с соскользнувшими с Лёлика плавками. Он зовёт на помощь. Вдруг Геша видит на островке мальчика с сачком, который пришёл порыбачить. Козодоев видит, что тот идёт по воде «аки посуху». Уверовав, что перед ним сам Бог, Геша торжественно идёт за ним по воде. Но вскоре понимает, что на самом деле идёт по каменной гряде.
Потерпев неудачу, Лёлик и Козодоев планируют операцию «Дичь»: в ресторане «Плакучая ива» Геша должен напоить Горбункова до бесчувствия – и тогда с него незаметно можно будет снять гипс. Но напившийся Сеня вместо туалета, где поджидал Лёлик, отправляется на сцену и поёт песню про зайцев. Геша пытается отвести Сеню к туалету, но это заканчивается дракой – ресторан разгромлен.
Для третьей попытки контрабандисты зовут красавицу Анну Сергеевну, которая должна соблазнить Сеню и усыпить его. Она приглашает Горбункова в номер отеля «Атлантик», якобы за халатиком с перламутровыми пуговицами. Но карточку с адресом Анны, выпавшую из кармана Горбункова, подбирает управдом Варвара Плющ. Так что, когда опоенный снотворным Семён Семёнович отключается, в номер врывается управдом с женой Горбункова и активистами домоуправления. Увидев рядом с мужем полуголую красотку, супруга Сени решает уйти от него.
Проснувшись утром дома, Горбунков видит, что жена уехала и забрала с собой детей. Вместо неё на кухне хозяйничает милиционер Михаил Иванович. Он обещает Семёну Семёновичу уладить семейные проблемы, но перед этим он должен сообщить Геше, что завтра он уедет к жене в Дубровку, а послезавтра с него снимут гипс.
Взбудораженные этим известием контрабандисты решаются на последний вариант: снять гипс силой. Лёлик под видом таксиста приезжает за Сеней. По пути на Дубровку к ним в машину должен подсесть Геша, переодетый женщиной, и дубиной оглушить Семёна Семёновича. Но из разговора с Горбунковым Лёлик понимает, что тот сотрудничает с милицией, а Сеня догадывается, что водитель – не милиционер, а преступник. Посоветовавшись с шефом, Лёлик меняет план: теперь Горбункова надо отвезти на уединённую автомойку, где к ним присоединится Козодоев. Горбунков оказывается один на один с контрабандистами. Схватка идёт с переменным успехом, но в итоге Горбункову удаётся выскочить на дорогу. Он останавливает «Москвич» и просит водителя подвезти его до города. Тот соглашается, но не торопится: открывает капот и начинает ковыряться в двигателе. Лёлик и Геша хватают Сеню и водителя, привязывают их к дереву и снимают с Горбункова гипс. В этот момент по фразе водителя «Куй железо, не отходя от кассы», Сеня понимает, что этот водитель – и есть шеф. Тогда он ему ехидно сообщает, что золото-брильянты из гипса вынули ещё на теплоходе. Заметая следы, преступники запихнули Горбункова в багажник «Москвича» и рванули по направлению к границе.
На лесной дороге автомобиль засёк милицейский вертолёт, поднятый по тревоге Михаилом Ивановичем. Он цепляет машину и поднимает её в небо. Не подозревающий об этом Горбунков выбирается из багажника и падает с высоты.
Семья Горбунковых снова вместе: жена вернулась к Сене. Вот только теперь у него гипс на ноге.
Привет Бонду
Кстати
Гайдай вставил в свою картину немало ребусов, «цитируя» другие фильмы. Вот Лёлик с Гешей планируют операцию «Дичь»: Папанов с циркулем склоняется над картой, напевая «Летят утки». Ну чем не Чапаев с теми же циркулем и картой, напевающий «Чёрный ворон»?
Шеф «срисован» со злодея Блофельда из «Агента 007»: там тоже не показывают его лица, видна лишь рука с блестящим перстнем. Сцена с прицепленным к вертолёту «Москвичом» - опять отсыл к Бондиане: та же сцена была в ленте «Живёшь только дважды».

Крылатые фразы
- Не виноватая я! Он сам пришёл!

- А у вас ус отклеился!

- Шоб ты жил на одну зарплату!

- А такие же, но с перламутровыми пуговичками есть? Будем искать.

- Усё пропало, шеф, усё пропало! Гипс сымают, клиент уезжает!

- Нет! На это я пойтить не могу!

- На его месте должен был быть я.
- Напьёшься – будешь!

- Ты зачем усы сбрил, дурик?

- За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники.

- Я не трус. Но я боюсь.

- Будете у нас на Колыме – милости просим.
- Нет, уж лучше вы к нам.

- Бить буду аккуратно, но сильно.

- Туалет типа «сортир», помеченный на плане буквами «Мэ» и «Жо».

- Наши люди в булочную на такси не ездят.

- А у нас управдом друг человека.

- Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс.

- Дитям мороженое, бабе цветы.

- Ты что, глухонемой?
- Да!

- Сымем без шуму и пыли!

- Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты!

- Я сначала должен принять ванну, выпить чашечку кофе.
- Будет там тебе и ванна, и какава с чаем!

- Цигель-цигель ай-лю-лю!
- Ай-лю-лю потом!

- Русо туристо – облико морале!

- А если не будут брать – отключим газ!

- Непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений.

- Достаточно одной таблэтки.

- Лёлик, это же не эстетично!
- Зато дёшево, надёжно и практично.

- Клёв будет такой, что позабудешь обо всём на свете.
Made on
Tilda