1967 год
Андрей Кончаловский
История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
В декабре 1987 года в московском Доме кинематографистов был аншлаг. Там шла премьера фильма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», снятого за 20 лет до этого – в 1967 году. Всё это время картина пролежала на полке.

История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
Киностудия «Мосфильм». Творческое объединение «Товарищ», 1967 год, продолжительность 99 минут
Какими только эпитетами не описывали ленту после просмотра – странная, страшная, необычная, удивительная, шокирующая. Но главный эпитет был – правдивая. До судорог, до кома в горле, до дрожи в коленках. Жизнь, как она есть. Не социалистический реализм, а чистая, первозданная реальность.
Этот фильм не стал суперхитом: зритель не очень любит, когда ему дают неприкрытую, порой неприглядную правду жизни. А тут ещё и медленно развивающийся сюжет, длинные монологи, диалоги «не к месту». И никакого, казалось бы, события. Но при этом невозможно отвести взгляд от экрана, плавное течение истории захватывает зрителя с первых кадров и несёт, как река Волга, до самых финальных титров. И только посмотрев фильм, начинаешь понимать, почему критики считают его лучшей работой Андрея Кончаловского, а роль Аси Клячиной – лучшей из сыгранных Ией Саввиной.
Казалось бы, всё просто: Ася любит Стёпу и ждёт от него ребёнка. Стёпа её не любит. Зато Асю любит приехавший из города Саня Чиркунов и зовёт замуж. Но его Ася не любит. И в итоге остаётся одна.
Типичная мелодрама. Вот только снята она совершенно необычно. Ведь когда Андрей Кончаловский увидел сценарий молодого, никому не известного драматурга Юрия Клепикова, он решил поставить творческий эксперимент: отказаться от профессиональных актёров.Все роли, кроме трёх, играют обычные колхозники и рабочие, набранные по деревням во Владимирской и Горьковской областях. И Андрей Кончаловский честно об этом предупреждает в начальных титрах.
Властям СССР не нравилось, что колхозники в фильме показаны не счастливыми энтузиастами, а измученными жизнью людьми
Но это не извинение перед публикой, мол, не взыщите
Это приглашение поучаствовать в игре, где всё по-настоящему. Где даже монологи героев о войне, о жёнах, о лагерях – реальные истории произносящих их людей. Где мужики и бабы, парни и девки не изображают деревенскую жизнь, а действительно живут ею. Они именно так ходят, так одеваются, так говорят, так едят и пьют, так танцуют, так хоронят, так провожают ребят в армию. Где порой не понимаешь, где придуманная сценаристом история, а где правда жизни.
Но именно эта правда жизни и положила фильм на полку. Тогдашний председатель КГБ Владимир Семичастный велел запретить картину, так как «такое кино могли снять только агенты ЦРУ». Советскую деревню было принято показывать иначе. Вот «Кубанские казаки» или «Трактористы» – это правильно. Или «Свадьба с приданым». Трудовой энтузиазм, все поют, все светлы и счастливы. В «Асе Клячиной» не так, там никто не лакировал действительность. «Ася Клячина» снималась в селе Безводное под Горьким, ныне Нижним Новгородом, на берегу Волги. В массовках участвовали его жители. А Ию Саввину даже поселили в том же доме, где по сценарию жила её героиня. И когда она рассказывает с экрана о людях, изображённых на висящих на стене фотографиях, об иконе в красном углу – это всё реальная история дома и его обитателей.
Монтаж – самый простой, последовательный. Одна сцена сменяет другую, один разговор другой. Будто бы зритель бродит по селу и становится свидетелем разных событий – важных и не очень. Пожалуй, более правдивого, более жизненного фильма о русской деревне никто не снимал ни до, ни после «Аси Клячиной». А самую яркую оценку картине дал Иннокентий Смоктуновский ещё в 1967 году, на одном из показов – до того, как ленту запретили. Он вышел на сцену и из-за слёз не смог произнести ни слова. И тогда актёр просто преклонил колени перед смущённым Андреем Кончаловским.

Кончаловский снял в картине не профессиональных актеров, а обычных деревенских жителей
Made on
Tilda