1957
Михаил Калатозов
Летят журавли
В 1957 году, с выходом фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» возник новый киноязык: сложный, яркий, и очень выразительный. На первое место вышла «картинка» - именно она заставляла зрителя переживать те эмоции, которые хотел вызвать у него режиссёр.

Летят журавли
Киностудия «Мосфильм», 1957 год, длительность 97 минут
Настоящая трагедия
«Летят журавли» - фильм о войне, но он напрочь лишён героики и пафоса, обычных для послевоенных картин. Здесь война – трагедия, главные сцены которой разворачиваются не на фронте, а в тылу. Вероника ждёт своего Бориса, несмотря на то, что скорее всего он давно погиб. И даже несмотря на то, что она изменила любимому и вышла замуж за другого. Она мучается от своей ошибки, не может себя просить, и всё равно ждёт, надеясь, что Борис вернётся и она попросит у него прощения. Такого в Советском Союзе про войну ещё никто не снимал.
Более того, официальная критика по причине моральной нестойкости главного персонажа фильм не приняла, ведь сам Никита Хрущёв после просмотра назвал героиню Татьяны Самойловой Веронику «шлюхой». Разве так должна себя вести советская женщина, проводившая любимого на фронт? Зато зрители восприняли историю Вероники как собственную трагедию – знакомую, узнаваемую для миллионов людей.
Несмотря на тяжёлый, мрачный сюжет, лента получилась светлой, и этому способствовал режиссёрско-психологический приём «незримого присутствия» Бориса, которого сыграл Алексей Баталов. Хотя на самом деле он появляется на экране лишь в первых сценах, возникает ощущение, что он никуда не девается до конца фильма. В завязке картины он - главный герой. Вокруг него закручиваются все события, камера следит именно за ним. Так что, когда Борис погибает, он по-прежнему остаётся в сознании публики главным героем. И хотя зритель, в отличие от Вероники, видел его смерть, он вместе с ней не верит, что страшное уже случилось. Вместе с ней надеется на чудо, когда в ответ на «Вы видели, как его хоронили?» слышит от сослуживца Бориса «Нет». И вместе с ней в финале ждёт, что Борис окажется на перроне Белорусского вокзала, что он выскочит из поезда в её объятия. Но чуда не происходит – и это намного достовернее, чем счастливый конец.
На афишах жанр картины значился как драма, но эффект он производил трагедийный – с самым настоящим катарсисом. Так что публика знала: на этот фильм нужно идти, запасшись платочками – плакать будет весь зал.

Призы
Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля в 1958 году
Почётный приз Международного кинофестиваля в Мехико в 1958 году
Кино – картина
Середина 50-х годов вызвала настоящую революцию в кинематографе. В Европе входил в полную силу Федерико Феллини со своим чувственным, поэтическим киноязыком. А в СССР свой язык создавал Михаил Калатозов. Фильм «Летят журавли», снятый по великолепной пьесе Виктора Розова «Вечно живые», открывал новую эру советского кино – по-настоящему европейскую. Режиссёр отказался от «гримасничанья», когда актёр чётко, порой даже преувеличенно изображает эмоцию – никаких выпученных глаз, искривлённых лиц, выразительных поз. Игра его артистов была очень естественной. А запредельные эмоции передавались не мимикой и жестами, а композицией кадра: Калатозов вместе с оператором Сергеем Урусевским будто не кино снимал, а рисовал картины. Каждый эпизод выстроен в первую очередь с точки зрения живописца, а уж потом кинематографиста. Тандем режиссёр-оператор получился идеальным, и этому помогло то, что Калатозов и сам начинал как оператор. Они с Урусевским понимали друг друга с полуслова, и оба стремились к совершенной картинке. Порой вся группа, включая актёров в гриме по несколько дней ждала нужного солнца, чтобы при натурной съёмке свет был именно такой, как задумано.
Правилам игры Калатозова подчинился даже знаменитый Василий Меркурьев, сыгравший отца Бориса, и привыкший как раз к фильмам, где все эмоции – на лице. Сцены, в которых у других режиссёров он наверняка бы принял пафосную позу, сдвинул брови и сгустил голос – а уж Меркурьев это умел, - здесь он играл нарочито спокойно. Это и эпизод, где он предлагает Веронике, потерявшей родителей, жить в его семье, и сцена, в которой он прогоняет племянника Марка, получившего бронь от фронта обманом, и даже момент, где он, главврач госпиталя, кричит на раненного бойца, бьющегося в истерике из-за невесты-изменщицы.
Татьяна Самойлова, сыгравшая Веронику, тоже не заламывала руки, и даже слёзы на её лице были «тихими», без рыданий. Её трагедия передавалась изобразительными методами. Хотя, конечно, красоту 23-летней актрисы режиссёр эксплуатировал в кадре нещадно, как и положено настоящему художнику.
Зато сейчас можно вырезать любой кадр из фильма, и получится выразительная картина. Пусть и чёрно-белая.
Сюжет
Вероника по прозвищу Белка и Борис любят друг друга, строят планы на будущее. Однако начинается война. У Бориса броня как у талантливого инженера, необходимого предприятию. Однако он рвётся на фронт и вместе с другом Степном записывается добровольцем. Вероника не успевает с ним проститься. Перед отправкой Борис оставляет Белке подарок ко дню рождения – игрушечную белку с корзинкой, на дно которой он кладёт записку, а сверху засыпает её золотыми орешками. С собой он берёт фотографию любимой девушки.
Двоюродный брат Бориса Марк – музыкант, у него бронь, и он тоже влюблён в Веронику. Однако его ухаживания она отвергает. Тем не менее Борис просит брата позаботиться о Белке.
Во время одной из бомбёжек погибают родители Вероники, квартира разрушена. Девушку приглашает жить к себе отец Бориса Фёдор Иванович, отдав ей комнату сына.
Тем временем Борис с товарищами прорывается из окружения. Командир отправляет его в разведку, приказав оставить документы. Вместе с книжкой красноармейца Борис отдаёт Степану и фотографию Белки. Один из сослуживцев замечает фото и отпускает неприличную шутку в адрес девушки. Между ним и Борисом завязывается драка. Командир в воспитательных целях отправляет обоих драчунов в разведку вместе. Там сослуживец Бориса получает ранение, и Борис под обстрелом выносит его на себе. Добравшись до леса, он кладёт товарища на землю, разгибается – и в этот момент его настигает пуля. Она попадает прямо в сердце.
Вероника ждёт Бориса, она очень переживает – от него давно не было писем, никто не знает, что с ним, он числится пропавшим без вести. Между тем приставания Марка всё усиливаются. Однажды он пытается взять девушку силой, та сопротивляется, но, когда отчаяние взяло верх, она прекратила бороться. Добившийся своего Марк женится на Веронике и вместе с семьёй Бориса они отправляются в эвакуацию. Все отворачиваются от Белки за предательство Бориса, и лишь Фёдор Иванович считает себя не вправе осуждать девушку – все могут ошибаться. Фёдор Иванович – врач, он руководит госпиталем. Там же работает санитаркой и Вероника.
Однажды случается ЧП – один из раненых получает письмо из дома, в котором сообщается, что его девушка вышла замуж за другого. С солдатом истерика, он не хочет жить, пытается наложить на себя руки.
Фёдор Иванович, чтобы привести бойца в чувство, кричит на него, говорит, что это не он, а его неверная невеста потеряла своё счастье. Все больные поддерживают товарища, высказывая презрение к предательнице. Это слышит Вероника, и каждое слово о предательстве отдаётся в её сердце. В отчаянии она бежит к железной дороге, чтобы броситься под поезд. Но на мосту она видит маленького мальчика, на которого мчится грузовик. Белка его спасает и спрашивает его имя. Ребёнок отвечает, что его зовут Борькой и он потерял маму. Вероника берёт мальчика к себе.
Между тем Марк ведёт богемный образ жизни и увлекается певицей из филармонии, в которой он работает. Идя к ней на день рождения, он ищет, что ей подарить и видит игрушечную белку с орешками в корзине. Он берёт её с собой и дарит любовнице.
Вероника, вернувшаяся домой с Борькой, ищет игрушку, чтобы успокоить плачущего мальчика, но никак не может её найти. Тогда сестра Бориса Ирина рассказывает, что Марк ушёл к своей пассии и взял белку с собой. Вероника бежит в дом, где отмечают день рождения певицы. К тому времени именинница уже съела орешки и нашла под ними записку. Гости начинают читать её вслух. В этот момент в комнату врывается Вероника и выхватывает записку.
В это же время Фёдор Иванович случайно узнаёт, что его племянник Марк получил бронь от фронта нечестно. Вернувшись домой, он видит, что Вероника собирает вещи, чтобы уйти. Он просит её остаться, а Марка с позором прогоняет.
Вскоре в их дом по пути из госпиталя на фронт приходит боец, которого Борис выносил на себе раненным. Он сообщает, что Борис погиб на его глазах. Вероника не верит, она спрашивает, видел ли он, как хоронили Бориса, и получив отрицательный ответ, продолжает считать, что её любимый жив.
Война закончена, фронтовики-победители возвращаются в Москву. Белка с цветами бежит на Белорусский вокзал встречать поезд, на котором возвращается часть Бориса. Там она видит Степана, который отдаёт ей её фотографию, переданную ему на сохранение Борисом в день гибели. Вероника всё понимает. Плача, она идёт по перрону среди радующихся и обнимающихся людей и раздаёт приготовленные для Бориса цветы вернувшимся живыми солдатам.
Михаил Калатозов
(1903 - 1973)

Выдающийся советский кинорежиссёр, новатор кино, отличавшийся в высшей степени выразительным и лиричным киноязыком.

Биография
Настоящая фамилия – Калатозишвили. Он родился в Тбилиси в аристократической грузинской семье, в их доме постоянно бывали лучшие представители грузинской интеллигенции, артисты, писатели, учёные. Ещё ребёнком Михаил слушал их разговоры, проникаясь их ценностями, главной из которых было творчество.
С юности Калатозов увлёкся кино, в 14 лет он пришёл на Тбилисскую киностудию, где одну за другой перепробовал все профессии, имеющие хоть какое-то отношение к кинопроцессу. Со временем молодого человека, имеющего выразительную аристократическую внешность, стали снимать как актёра, но сам он хотел быть не в кадре, а за кадром. Поэтому Михаил с увлечением осваивал профессию оператора. Первый фильм в качестве главного оператора он снял в 1925 году, а уже в 1927 он выступил и в качестве автора сценария.
Калатозов старался максимально использовать главный инструмент немого кино – картинку. Уже тогда кадры, снятые им, отличала исключительная поэтичность. Он старался использовать необычные ракурсы, много работал со светом, пытаясь добиться особой образности.
В 1928 году он попробовал себя в качестве режиссёра, а в 1930-м снял фильм, который буквально взорвал мировой кинематограф – «Соль Сванетии». Эту картину признали великой даже в Голливуде, она до сих пор входит в учебные планы большинства западных киношкол. Фильм отличали романтизм, лирические планы пейзажей Сванетии и экспрессивный монтаж, благодаря которому Калатозов «рисовал» силуэтами гор и долин картины на экране. И ещё всех поразила пронзительная символика неба, которая с тех пор стала отличительной чертой Калатозова.
С приходом звукового кино Калотозов поначалу растерялся: звук отнял у него главный инструмент работы – картинку. Теперь зритель не только смотрел на экран, но и слушал, а значит, выразительность кадра стала необязательным элементом кино. С этим молодой режиссёр никак не мог согласиться. Он продолжал снимать, но у его лент была неудачная судьба. Расстроенный Калатозов даже на время бросил режиссуру и уехал в Ленинград учиться в аспирантуре Академии искусствознания. Вернувшись в Тбилиси, он стал директором киностудии и занялся её техническим перевооружением: закупал самое современное оборудование и даже устроил просмотровый зал, которого прежде не было. Но директорство закончилось плохо: в 1937 году Калатозова обвинили в «низкопоклонничестве перед Западом», увлечении буржуазной эстетикой, приверженности модернизму. Нависла угроза ареста, и Калатозов предпочёл унести ноги – он снова уехал в Ленинград, приняв приглашение «Ленфильма». Там он вернулся к профессии режиссёра, сняв одну за другой две картины о лётчиках – «Мужество» и «Валерий Чкалов». При этом «Чкалов» стал лидером отечественного кинопроката. Кстати, в этих фильмах впервые появились на экране Марк Бернес и Аркадий Райкин, так что их крёстным отцом в кино стал именно Калатозов.
Во время войны режиссёр составил творческий тандем с великим Сергеем Герасимовым – вместе они сняли несколько военных картин, снискавших любовь публики.
После этого Калатозов снова занялся административной работой – сначала на «Мосфильме», а затем в США, куда его отправили в 1943 году в качестве постпреда Комитета по делам кинематографии. В Голливуде Калатозова, автора «Соли Сванетии», приняли с почётом. С ним с удовольствием проводили время американские и европейские знаменитости, включая Чарли Чаплина и Жана Габена, переехавшего в Штаты после оккупации фашистами Франции. Одновременно Калатозов учился у голливудских мастеров, постигая секреты их мастерства. В первую очередь его интересовало, какими выразительными средствами они пользуются и как, ведь советский кинематограф существовал изолированно, варился в собственном соку, в СССР были мало знакомы с достижениями в мировом кино.
Вернувшись после войны в Союз, Калатозов продолжил заниматься административной работой и даже стал заместителем председателя комитета по кинематографии. Чиновничья карьера закончилась внезапно: Калатозов привёз на дачу Сталина только что снятый фильм о Донбассе, заверив вождя народов, что картина хорошая. Но Сталину фильм не понравился – там вместо привычной лакировки действительности рассказывалось о реальных трудностях горнорабочих. Калотозова уволили.
Зато он снова начал снимать. Правда, во избежание дальнейших неприятностей, в основном это были идеологически выверенные картины на политические темы. Лишь после смерти Сталина, в 1954 году режиссёр снял комедию «Верные друзья», и она сразу стала популярной. Успеху способствовало то, что главные роли сыграли любимцы публики Василий Меркурьев и Борис Чирков. Меркурьев, исполнивший в годы войны роль старшего лейтенанта Тучи в легендарном «Небесном тихоходе», находился на пике славы. При этом он оказался человеком лёгким, обладал потрясающим чувством юмора и был профессионалом высочайшего класса. Так что Калатозов без всяких сомнений позвал Меркурьева и в свой новый проект «Летят журавли».
Этой картине суждено было войти в историю мирового кинематографа. Шедевр был рождён в первую очередь благодаря родившемуся на съёмках дуэту Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского – с тех пор все свои фильмы они снимали только вместе. «Летят журавли» отличала художественная проработка каждого кадра, образность, метафоричность. Фильм до сих пор остаётся единственной отечественной лентой, получившей главный приз Каннского фестиваля – Золотую пальмовую ветвь.
Стоит отметить ещё одну картину Калатозова «Неотправленное письмо», снятый в 1960 году. Фильм о советских геологах не стал хитом. Да и критика встретила его плохо, обвинив в том, что автор пожертвовал отточенностью сюжета в угоду выразительной картинке. Но именно эта картинка, созданная Калатозовым и Урусевским, снова произвела эффект в мире. Френсис Форд Коппола неоднократно признавался, что «Неотправленное письмо» - один из его самых любимых фильмов, бесспорный шедевр, и он в обязательном порядке показывает его своим студентам.
Последней работой Калатозова стал совместный советско-итальянский фильм «Красная палатка», вышедший в 1969 году. В нём в главных ролях снялись звёзды западного кино Питер Финч, Клаудиа Кардинале и Шон Коннери.
Все последние годы он трудился над картиной, которая, по уверениям коллег, должна была стать вершиной его творчества. Действие фильма развивалось в фашистском концлагере, где двое заключённых – русский и француженка – полюбили друг друга. История самопожертвования, когда один идёт на смерть вместо другого, и сама по себе была сильной. А мастерство Калатозова и Урусевского должны были сделать её пронзительной, кричащей, пробирающей до костей. Но снять фильм Калатозов не успел.
В1973 году классика советского кинематографа не стало. Он умер в Москве. После смерти оказалось, что Калатозов перенёс на ногах семь инфарктов.
Фильмография
1929 - Слепая
1930 - Соль Сванетии
1932 - Гвоздь в сапоге
1939 - Мужество
1941 - Валерий Чкалов
1942 - Непобедимые
1950 - Заговор обречённых
1953 - Вихри враждебные
1954 - Верные друзья
1955 - Первый эшелон
1957 - Летят журавли
1959 - Неотправленное письмо
1964 - Я - Куба
1969 - Красная палатка
Алексей Баталов
(род. в 1928)

Один из самых популярных советских, российских актёров, кинорежиссёр, педагог.

Биография
Родился в 1928 году в семье актёров МХАТа. До пяти лет жил практически за кулисами театра. Потом родители развелись, и мать вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Их соседом был Осип Мандельштам, в их доме часто бывали писатели и поэты, в том числе Борис Пастернак, Михаил Светлов, Юрий Олеша, Марина Цветаева, Арсений Тарковский, Михаил Зощенко. Анна Ахматова, приезжая в Москву, всегда останавливалась в квартире Ардова. Так что Баталов с детства рос в интеллигентной среде, много читал. Тогда же в его мальчишескую голову навсегда засело стремление не растрачиваться на пустяки и тратить всё свое время только на настоящие дела. Одним из таких дел он считал театр.
Войну он провёл с матерью в эвакуации в Богульме, где она организовала свою труппу. Там-то Баталов и вышел на сцену впервые. А вернувшись в Москву, поступил в школу-студию МХАТ. Срочную службу он проходил, работая артистом в Театре Советской армии, а затем перешёл в МХАТ.
Правда, в этом театре карьера не задалась: роли ему давали редко, а играть хотелось. Поэтому через три года он полностью ушёл в кино - переехал в Ленинград и стал работать на «Ленфильме». К этому времени Баталов уже снялся в нескольких лентах, в том числе в картине Иосифа Хефица «Большая семья», где воплотил новый для советского кинематографа образ рабочего-интеллигента.
В 1957 году он снялся в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» в роли Бориса Бороздина. Здесь многое пересекалось с ролью Алексея Журбина из «Большой семьи»: снова интеллигентный рабочий, умный, обаятельный, влюблённый. И снова его девушка уходит к другому. Но если в картине Хейфица герой Баталова прощает любимую, то в фильме Калатозова он не имеет такой возможности: Борис погибает раньше, чем узнаёт об измене. Хотя нет сомнений, если бы Борис дожил до Победы, он бы обязательно простил свою Белку.
С выходом «Журавлей» Баталов стал любимцем публики. В 1975 году эта любовь выросла многократно - после роли князя Трубецкого в «Звезде пленительного счастья». А в 1979 году достигла стадии обожания, когда на экране снова появился рабочий-интеллигент - слесарь Гоша в оскароносной картине «Москва слезам не верит».
А до этого Баталов попробовал себя в роли режиссёра, сняв три фильма, в том числе знаменитую детскую ленту «Три толстяка», сыграв в ней одну из главных ролей - канатоходца Тибула, революционера и народного героя.
В 1975 году умер легендарный актёр Борис Бабочкин. Эту трагедию переживала вся страна, но больше всех - студенты бабочкинского курса во ВГИКе. Они не просто лишились любимого педагога, они остались практически беспризорниками. Алексею Баталову предложили заняться педагогикой и взять студентов под своё крыло. Эта новая для него работа полностью поглотила и увлекла актёра. В 1979 году он уже стал профессором. И, получив приглашение от Владимира Меньшова сняться в фильме «Москва слезам не верит», согласился, лишь когда Меньшов пообещал составлять график съёмок, учитывая загруженность Баталова во ВГИКе.
С середины 80-х годов Баталов снимается очень мало - не видит хороших проектов. Предлагают ему много, но по усвоенной с детства привычке не растрачиваться на чепуху, он отказывается. И, по его словам, увидев в последствии готовые фильмы, не жалеет, что отказался. Зато он с удовольствием занялся озвучкой мультфильмов - его голос, например, звучит и в знаменитом «Ёжике в тумане» Юрия Норштейна.
Сейчас Алексей Баталов полностью сосредоточен на работе со студентами - во ВГИКе он возглавляет кафедру актёрского мастерства.
Фильмография
1944 - Зоя
1954 - Служу Советскому Союзу
1954 - Полтавская баталия. 300 лет спустя
1954 - Большая семья
1955 - Дело Румянцева
1955 - Михайло Ломоносов
1955 - Мать
1957 - Летят журавли
1958 - Дорогой мой человек
1960 - Дама с собачкой
1961 - Девять дней одного года
1963 - День счастья
1964 - Свет далёкой звезды
1966 - Три толстяка
1966 - В городе С.
1967 - Седьмой спутник
1968 - Живой труп
1970 - Бег
1970 - Внимание, черепаха!
1971 - Красный дипломат
1973 - Возврата нет
1974 - Пётр Мартынович и годы большой жизни
1974 - Чисто английское убийство
1975 - Звезда пленительного счастья
1975 - Рикки-Тикки-Тави
1976 - Гореть, чтобы светить
1978 - Поздняя встреча
1979 - Профессия - киноактёр
1979 - Москва слезам не верит
1983 - Скорость
1984 - Время отдыха с субботы до понедельника
1986 - Зонтик для новобрачных
1986 - Досье человека в «Мерседесе»
1990 - Похороны Сталина
1991 - Полтергейст-90
1998 - Чехов и Ко
2004 - Тайна «Волчьей пасти»
2005 - Далеко от Сансет-бульвара
2007 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя
Татьяна Самойлова
(1934 - 2014)

Удивительная, уникальная актриса, ставшая настоящей звездой не только и даже не столько в СССР, сколько в мире. Её портрет с восторгом писал Пабло Пикассо, а отпечаток её ладоней навсегда остался в Каннах, перед Дворцом Фестивалей, рядом с отпечатками величайших актёров и режиссёров мирового кино.

Биография
Татьяна родилась в семье популярнейшего советского актёра Евгения Самойлова и с детства мечтала стать актрисой. И, хотя много лет занималась в балетной школе при Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и даже делала там большие успехи, рвалась именно на драматическую сцену. Поэтому она вежливо отклонила предложение Майи Плисецкой перейти в балетную студию Большого театра и поступила в Щукинское училище.
Там она была первой красавицей курса. И полюбила первого красавца - Василия Ланового. Вскоре они поженились. Как раз в это время Татьяна, ещё будучи студенткой, снималась в своём первом фильме «Мексиканец».
Семейная жизнь не задалась: супруги много работали. Незадолго до своей смерти Самойлова призналась в одном из интервью, что, вопреки воле Ланового, она, молодая и глупая, сделала подпольный аборт, чтобы дети (а Татьяна была беременна двойней) не помешали карьере. Потом она всю жизнь жалела о содеянном.
В 1957 году вышел фильм «Летят журавли», где Самойлова исполнила роль Вероники. Эта картина сделала её знаменитой у публики и бельмом на глазу у руководства советского кинематографа - ведь зритель полюбил героиню, несмотря на её измену жениху, ушедшему на фронт. Властям это казалось крамолой, наветом на образ советской женщины. Но на фестивале в Каннах фильм произвёл фурор. Во время просмотра плакали даже члены жюри, а овация, казалось, была нескончаемой. Лента получила Гран-при фестиваля - Золотую пальмовую ветвь, а Татьяна Самойлова - приз за лучшую женскую роль. И вдобавок - специальный приз жюри с формулировкой «Самой скромной и очаровательной актрисе». Все прочили ей блестящую карьеру, её портреты печатали на обложках журналов, предложения сниматься сыпались от лучших киностудий и режиссёров планеты. Но Самойлова вернулась в Москву, поступила в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского и одновременно - на работу в Театр имени Маяковского. Через год она окончила вуз и перешла в Театр имени Вахтангова, где проработала до 1960 года.
Самойлова ждала новые роли в кино, а их всё не было. Небольшой отдушиной стал фильм «Неотправленное письмо», в который её в 1959 году пригласил Михаил Калатозов. Работа получилась почти семейной: автором сценария был её тогдашний муж Валерий Осипов, а партнёром по съёмочной площадке - бывший супруг Василий Лановой, с которым у Самойловой сохранились тёплые отношения. Однако, несмотря на звёздный актёрский состав (а в картине также сыграл Иннокентий Смоктуновский), критики встретили фильм прохладно. Зато мэтры мирового кино были от него в восторге. Например, о нём очень лестно отзывался Фрэнсис Форд Коппола.
Тем временем предложения из-за границы продолжали поступать, но Госкино их отклоняло, ссылаясь на занятость актрисы. Хотя на самом деле она практически ничем не занималась. Зато когда предложения принимались, мнения Татьяны никто не спрашивал. Так что эпизодические роли в советско-французской комедии «Леон Гаррос ищет друга» и итальянской военной драме «Они шли на Восток» Самойлова воспринимала как подачки. Лишь в венгерском фильме «Альба Регия» она снялась с удовольствием - актрису привлекла роль советской разведчицы.
Но в целом Самойлова простаивала - редкие съёмки в эпизодах занимали всего несколько дней в году. На жизнь она зарабатывала лишь нечастыми спектаклями в Театре киноактёра да творческими встречами со зрителями. Но в 1967 году ей вновь выпала большая удача: режиссёр Александр Зархи удивил всех, позвав на роль Анны Карениной Татьяну Самйлову, актрису фантастически красивую, но своеобразной красоты - у неё были раскосые глаза и асимметричное лицо. Героиня Льва Толстого представлялась совсем не такой. Но в итоге эта картина стала одной из лучших экранизаций романа, а Самойлова - идеальной Анной Карениной. Мир снова взвыл от восторга. Критики в Европе и США рассыпались в похвалах и комплиментах. Но… в Советском Союзе на Самойловой поставили крест. Пять лет ей не давали роли вообще, а потом если и снимали, то лишь в эпизодах. После 1975 года её совсем прекратили звать сниматься.
Актриса тяжело переживала забвение. Давали о себе знать и болезни: на съёмках «Летят журавли» она заболела туберкулёзом, а на «Неотправленном письме» в сцене пожара в тайге сильно обожгла руки. Самойлова жила скромно, даже бедно. Красавицу Веронику в ней было не узнать. В 1990-м о ней вдруг вспомнили, но снова не на родине, а в Европе - позвали в качестве почётной гостьи на Каннский фестиваль. Там её удостоили премии за вклад в киноискусство. Тогда же на набережной Круазет и остались отпечатки её ладоней.
Но в России о ней немного вспомнили только в 1997 году, когда был снят фильм о судьбе забытой великой актрисы - «Трагическая пауза или Татьянин день». А спустя два года Самойлову, наконец, позвали на эпизодическую роль в криминальный боевик «24 часа». Затем в течение восьми лет она сыграла небольшие роли ещё в четырёх картинах. Не густо, но хоть что-то.
«Проснулись» и коллеги: в 2002 году Самойловой вручили «Золотого орла», в 2007-м - специальный приз Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф», в 2009-м - Орден Почёта.
Татьяна Самойлова умерла в день своего юбилея - 4 мая 2014 года, когда ей исполнилось ровно 80 лет.
Фильмография
1955 - Мексиканец
1957 - Летят журавли
1959 - Неотправленное письмо
1960 - Леон Гаррос ищет друга
1961 - Альба Регия
1964 - Они шли на Восток
1967 - Анна Каренина
1972 - Город на Кавказе (короткометражный)
1972 - Нечаянные радости
1972 - Длинная дорога в короткий день
1973 - Возврата нет
1974 - Океан
1975 - Бриллианты для диктатуры пролетариата
2000 - 24 часа
2004 - Московская сага
2004 - Сен-Жермен
2005 - Далеко от Сансет-бульвара
2008 - Нирвана
Василий Меркурьев
(1904 - 1978)

Популярнейший советский театральный и киноактёр, режиссёр, педагог. Имел непререкаемый авторитет в артистической среде. Сыграл почти семьдесят ролей в кино и больше ста на сцене. Его уважали и любили коллеги, и не только за бесспорный талант: Меркурьев был человеком широчайшей души, добрым, отзывчивым, всегда готовым помочь.

Биография
Родился Василий в маленьком приграничном городке Остров в Псковской области. Его отец торговал дёгтем, а мать работала гувернанткой - она была швейцарской немкой и приехала в Россию вместе с братом Генрихом. Из шести детей долгая жизнь оказалась лишь у Василия и его брата Евгения, которого сразу после революции дядя Генрих увёз в Швейцарию. Остальные погибли - кто в Первую мировую, кто во Вторую, кто пропал в годы сталинского террора, кто умер в детстве. Третий по старшинству брат Александр, работая в блокадном Ленинграде директором хлебозавода, умер от голода. Он не мог позволить себе взять ни крошки - таково было воспитание у всех Меркурьевых.
Василия по сравнению с братьями можно назвать счастливчиком: бури, выкосившие многих членов его семьи, его лично практически не задели. А ведь его тестем был Всеволод Мейерхольд! Когда в Москве закрыли театр Мейехольда, Меркурьев привёз тестя вместе с его супругой Зинаидой Райх в Ленинград и уговорил руководство Александринского театра дать ему возможность ставить спектакли. Увы, вскоре Мейерхольда расстреляли, а Райх убили. Супругу Меркурьева, Ирину Мейерхольд как дочь врага народа отовсюду изгнали, и двадцать лет она сидела без работы. Всё это время Меркурьев без единой жалобы, работая сутками без выходных, содержал семью, в которой воспитывались шестеро детей - трое своих и ещё трое племянников, детей брата , арестованного в 1939 году и умершего через год в тюрьме. Василий не только от него не отказался, но ещё и назвал своего третьего ребёнка, сына, в честь погибшего брата - Петром.
Но и это ещё не всё. Находясь в эвакуации в Новосибирске семья Меркурьевых взяла к себе ещё двух детей, отставших от родителей, и воспитывала их до 1949 года, когда нашлась их мать.
Таких людей принято назвать титанами - и Меркурьев был титаном и в профессиональном плане, и в человеческом. И ему везло на таких же сильных и щедрых душой людей. Впрочем, в то время таких было много. Например, когда Меркурьев вернулся из эвакуации, он со своей огромной семьёй жил в маленькой квартире. Да ещё у него часто ночевали бездомные знакомые, бывшие узники сталинских лагерей - он никому не отказывал в гостеприимстве, пускал к себе жить, и порой надолго. А рядом жил великий режиссёр и театральный педагог, основатель Ленинградского ТЮЗа Александр Брянцев - вдвоём с женой в огромной квартире. Зайдя как-то к Меркурьевым и увидев, какой ад там творится, он тут же настоял на обмене - чтобы Василий с семьёй и прочим табором перебирался к нему, а он с женой займёт их небольшую жилплощадь. Переезд состоялся той же ночью.
Василий с детства бредил театром. Он занимался в школьном драмкружке, а в 1923 году уехал в Ленинград, чтобы учиться актёрскому мастерству. Он поступил в Институт сценических искусств и попал на курс к замечательному режиссёру Леониду Вивьену. Затем он пришёл работать к своему учителю - в Театр сценического мастерства. А когда в 1937 году Вивьена назначили главным режиссёром Александринки - Ленинградского театра драмы имени Пушкина, - перешёл за ним и туда. В Александринке Меркурьев прослужил до конца жизни.
Ещё в 1934 году тридцатилетний Меркурьев начал преподавать в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии - его туда пригласили как молодого, но уже признанного мастера. Ведь работе Меркурьев отдавался полностью, его роли были яркими, образы отличались глубиной проработки, точностью деталей, абсолютной выверенностью. Жизнь его персонажей на сцене была очень органичной, каждое действие, каждый жест были, как говорят актёры, обоснованными. И, хотя в кино Меркурьева чаще снимали в характерных и комедийных ролях, он мог играть абсолютно всё.
А в кино молодого актёра начали звать, ещё когда он учился в институте. А первую главную роль он сыграл в 1935 году в картине «Инженер Гоф». Режиссёры полюбили Меркурьева - и за его самоотдачу, и за лёгкий характер, и за фактурную внешность: Василий был красив, высок, статен, басист. Так что роли военных ему давали практически без проб.
Всесоюзную славу Меркурьеву принесла комедия «Небесный тихоход», вышедшая в 1945 году. И, хотя за плечами артиста было уже два десятка картин, именно роль старшего лейтенанта Тучи сделала его знаменитым. Фильм пользовался колоссальной популярностью, и, хотя, в общем-то, это была достаточно простенькая комедия, актёрская игра завораживала. Конечно, «первую скрипку» играл Николай Крючков, но и его партнёры по съёмочной площадке - Василий Меркурьев, Василий Нещипленко, Алла Парфаньяк, Людмила Глазова и Тамара Алёшина - отработали на пять с плюсом. Разумеется, добавили народной любви прекрасные песни и остроумные шутки - кстати, в 1970 году при восстановлении фильма некоторые из них вырезали за излишнюю смелость.
В 1954 году Меркурьев снялся в комедии Михаила Калатозова «Верные друзья» - он играл академика архитектуры Нестратова. Пожалуй, это была самая сложная роль в картине: его герою по ходу сюжета нужно было перевоспитаться, стать другим человеком. Эта ломка характера Меркурьеву удалась, и при этом не в ущерб комической составляющей фильма.
Совершенно другой рисунок он показал в роли Мальволио в комедии «Двенадцатая ночь» Яна Фрида - Меркурьев играет широкими мазками, азартно, эффектно, на полную катушку используя гротеск.
В 1957 году Меркурьев вновь снялся у Калатозова в драме, а по сути трагедии «Летят журавли». И, хотя во всех справочниках его роль значится как второго плана, на самом деле она главная, стержневая: именно его Фёдор Иванович Бороздин является «мотором» сюжета и нравственным ориентиром для всех персонажей. Роль трагическая, но совершенно не пафосная - несчастный отец, потерявший на войне сына, и не смотря ни на что остающийся верным любимой девушке погибшего сына Веронике, которую он взял в семью, как дочь. Эта история переплелась со страницами биографии самого Меркурьева, и он её не играл, а проживал.
Много снимаясь, Меркурьев не забывал о театре. Более того, в первую очередь он - именно театральный актёр, а уж потом кино. Он пробовал себя и в качестве режиссёра, поставив «Мещан» Горького, «Трёх сестёр» Чехова и «Чапаева» Фурманова. Впрочем, за режиссёрской славой он не гнался, отдавая пальму первенства в этом деле свой жене Ирине Мейерхольд: когда закончилась эпоха Сталина и её отца реабилитировали, она с успехом ставила спектакли на сцене Александринки. Меркурьев привлёк ей и к преподавательской деятельности - она вместе с ним вела мастерскую в ЛГИТМиКе. Они выпустили сотни учеников, разъехавшихся по всему Союзу, а труппа театра в Чимкенте практически полностью состояла из их выпускников.
Василий Меркурьев умер в 1978 году. На панихиду в Александринский театр пришёл не только практически весь Ленинград, но и пол-Москвы.
Фильмография
1924 - Девятое января
1935 - Инженер Гоф
1935 - Подруги
1936 - История одного машиниста
1936 - Леночка и виноград
1936 - Федька
1937 - Возвращение Максима
1937 - Тайга золотая
1937 - Волочаевские дни
1938 - Комсомольск
1938 - Профессор Мамлок
1938 - Выборгская сторона
1939 - Гость
1939 - Танкисты
1939 - Член правительства
1939 - Хирургия
1940 - Приятели
1940 - Моя любовь
1941 - Песнь о дружбе
1941 - Танкер «Дербент»
1944 - Морской батальон
1945 - Небесный тихоход
1946 - Глинка
1946 - Клятва
1947 - Золушка
1948 - Повесть о настоящем человеке
1949 - Звезда
1949 - Сталинградская битва
1950 - Донецкие шахтёры
1951 - Незабываемый 1919 год
1952 - Навстречу жизни
1952 - Джамбул
1953 - Честь товарища
1954 - Чемпион мира
1954 - Верные друзья
1954 - Мы с вами где-то встречались
1955 - Двенадцатая ночь
1955 - Гвоздь программы
1956 - На подмостках сцены
1957 - Обыкновенный человек
1957 - Летят журавли
1958 - У тихой пристани
1958 - Пучина
1958 - День первый
1959 - Люди на мосту
1959 - Горячая душа
1960 - Повесть пламенных лет
1960 - Бессонная ночь
1960 - Серёжа
1961 - Будь счастлива, Ани!
1961 - Девчонка, с которой я дружил
1961 - С днём рождения
1962 - Черёмушки
1963 - Принимаю бой
1963 - Полустанок
1963 - Мамочка и два трутня
1966 - Перекличка
1969 - Дворянское гнездо
1969 - Экзамен на чин
1970 - Поздний ребенок
1971 - Прощание с Петербургом
1971 - Семь невест ефрейтора Збруева
1972 - Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
1973 - Здесь наш дом
1973 - Москва - Кассиопея
1974 - Великий укротитель
1974 - Ксения, любимая жена Фёдора
1974 - Верный друг Санчо
Made on
Tilda