1934
георгий и сергей васильевы
Чапаев
В 1934 году советский кинематограф освоил один из ключевых жанров искусства – трагедию. Причём с первой же попытки создал шедевр! Это была лента братьев Васильевых «Чапаев». В один момент малоизвестный командир Красной армии времён Гражданской войны стал настоящим народным героем.

Чапаев
«Ленфильм», 1934 год, продолжительность 93 минуты
Настоящий комдив
Георгий и Сергей Васильевы на самом деле были не братьями, а однофамильцами. Но, встретившись в конце 20-х годов, они так сдружились и сработались, что решили делать кино под общим псевдонимом «братья Васильевы». Они успели снять три картины, прежде чем в их руки попал сценарий «Чапаев» Анны Фурмановой, вдовы комиссара Дмитрия Фурманова.
История режиссёрам понравилась, а характеры героев – не очень. Выходило, что простоватый и тёмный Чапаев шагу не ступал, не посоветовавшись со своим умным и образованным комиссаром. Да и образы были какие-то статичные, монументальные, не живые, как это и было тогда принято в советском патриотическом кино. Васильевы решили это исправить. Они взялись за дневники Фурманова, архивные документы, разыскали людей, служивших под началом Чапаева, и даже яицких казаков, воевавших против него. Режиссёров интересовало всё: как Чапаев говорил, как ходил, как ругался, каким был в хорошем настроении, какие любил словечки, что за песни пел. Была с нуля написана роль ординарца Петьки – в книге Дмитрия Фурманова Пётр Исаев упоминался лишь раз, и то мельком. Появился и совсем новый персонаж, Анка-пулемётчица – своё имя она получила в честь автора изначального сценария. Все они были необходимы, чтобы сделать рельефным образ Чапаева. Он простоват? По сравнению с комиссаром – да. Он умён? По сравнению с ординарцем – да. Он сердечен? В отношении Петьки с Анкой – да.
Но по-настоящему живым человеком Чапаева сделала феноменальная игра Бориса Бабочкина. Оказалось, что актёр родом из тех же мест, где воевал его герой, а в Гражданскую он даже служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта, в составе которой значилась и 25-я дивизия Чапаева. Правда, с комдивом он лично знаком не был. Зато отлично себе представлял жизнь и быт того времени. «Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел сам носить папаху так, чтоб она неизвестно на чём держалась», – вспоминал Борис Бабочкин в своей книге.
Итогом кропотливой работы стал удивительно понятный и родной зрителю образ комдива – героический, но какой-то свойский, простой, не высеченный из гранита и мрамора. Естественно, он полюбился публике, и она рыдала, когда Чапаев тонул, и шла в кино снова, потому что, несмотря на трагичный финал, картина получилась весёлой из-за обилия юмористических сцен. Фильм поставил рекорд: за первый год его посмотрели 30 миллионов человек.

Героические враги
В отличие от бойцов Красной армии, белые показаны довольно схематично. Тем не менее Васильевы не стали их делать карикатурными, как тогда было принято. И даже дали им самый героический эпизод в фильме – «Атака каппелевцев». Строевым шагом, под барабанную дробь, держа равнение, с высоко поднятой головой, в парадной форме они маршируют под ураганным огнём чапаевцев. Передние шеренги косит, как косой, но они всё идут и идут. Вот уж действительно – последний и решительный бой. В этой сцене наиболее ярко выражен трагизм Гражданской войны, когда брат шёл на брата. Васильевы не стали снимать крупные планы каппелевцев, чтобы не взывать к ним излишнюю зрительскую симпатию, и всё же благодаря этому эпизоду образ белогвардейцев вдруг стал выпуклым: они перестали быть опереточными злодеями, а превратились в достойных, сильных, отважных врагов, победа над которыми – честь.
Руководители «Ленфильма» страшно критиковали режиссёров за эту сцену и требовали её вырезать, но те стояли на своём. Точку в споре поставили Будённый и Ворошилов, которым показали фильм, – им этот эпизод очень понравился.
Если батальные сцены в картине смонтированы динамично, короткими кадрами, то природа показана долгими планами, сопровождающимися лиричной, напевной музыкой. Этот резкий контраст усиливал ощущение дикости и бесчеловечности войны – ну как можно убивать друг друга, когда вокруг такое спокойствие и красота? Эту мысль подчёркивал и диалог между поварёнком и казаком Потаповым, перешедшим на сторону красных: «Зачем люди умирают?» – «Как зачем… Ради жизни».

Почтовая марка СССР с кадром из фильма, 1938 год.
Анекдот, да и только
Фильм «Чапаев» породил удивительное явление: он стал первой кинолентой, про героев которой народ стал сочинять анекдоты. До сих пор такого никогда не было. Главным персонажами стали Василий Иванович и Петька, иногда – Анка, и совсем уж редко – Фурманов. Белые в анекдотах тоже присутствовали, но не персонально, а скопом: просто «белые».
О причинах феномена специалисты спорят до сих пор. Конечно, сыграла роль и колоссальная популярность фильма, но столь же популярны были и Красные дьяволята из немой картины 1920 года, и Костя с Анютой из «Весёлых ребят», снятых в том же 1934 году. Скорее всего, дело в небывалой доселе простоте и близости персонажей: зритель прекрасно понял и подхватил образ мыслей и действий любимых героев.
А возможно, народ продолжил делать то, что начали в своей ленте сами братья Васильевы, ведь многие сцены – уже готовые анекдоты. То ординарец учит девушку обращению с пулемётом: «Вот это щёчки», и хватает её за грудь – немыслимая, кстати, по тем временам экранная вольность. То Чапаев даёт урок тактики с помощью картошки, используя самую уродливую, чтобы показать командира на лихом коне. То Петька спрашивает комдива: «А что, Василий Иванович, ты армией командовать можешь?» – «Могу, Петька, могу». «А вооружёнными силами всей страны можешь?» – «Немного подучиться – и смогу». «Ну а в мировом масштабе сможешь?» – «Нет, Петька, не смогу – языков не знаю». Ну чем не анекдот?
Кстати, участи героев «Чапаева» после них удостоились всего четыре киноперсонажа: поручик Ржевский из «Гусарской баллады», Наташа Ростова из «Войны и мира» и Штирлиц с Мюллером из «Семнадцати мгновений весны». Больше никто не смог получить высшего народного признания – попасть в анекдоты.

Сказка
вместо правды
Хотя многие персонажи фильма реальные и в основе сценария лежат действительно происходившие события, братья Васильевы вовсе не собирались экранизировать историю. Наоборот, они намеревались создать сказку, легенду, миф. Поэтому дали волю своей фантазии. И, как это обычно потом бывает с талантливыми картинами, миф вскоре заменил правду.
Например, Чапаев вовсе не тонул в реке Урал. Его, тяжело раненного в живот, двое красноармейцев перевезли на другой берег на плоту, где он и умер. Товарищи похоронили его на берегу в наспех вырытую могилу. Но художественный вымысел Фурманова так прочно укоренился в сознании народа, что даже стал частью официальной биографии Чапаева.
Или эпизод с каппелевцами, которого просто не могло быть: армия Каппеля и дивизия Чапаева никогда не сходились в бою. Более того, идти в психическую атаку имеет смысл только на необстрелянных юнцов из народного ополчения. Но дивизия Чапаева была регулярной и весьма опытной – у красноармейцев подобная выходка противника вызвала бы лишь усмешку.


Биография самого комдива дана в фильме пунктирно. Бойцы в карауле обсуждают, что Чапай – сын крестьянина, работал плотником, а потом вдруг стал командиром, да каким! А белогвардейский полковник Бороздин вспоминает: не тот ли это Чапаев, что в царской армии служил фельдфебелем? Действительно, будущий красный командир имел отличный боевой опыт Первой мировой, он окончил школу унтер-офицеров, дослужился до фельдфебеля, награждён тремя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. В общем, послужил и царю, и Отечеству. Естественно, в фильме об этой странице биографии Чапаева ничего не говорится.

Сюжет

Дивизия Чапаева ведёт позиционные бои с отрядами белогвардейцев. В это время к нему присылают нового комиссара Фурманова. С пополнением приезжает и ткачиха Анна, в которую с первого взгляда влюбился ординарец Чапаева Петька. Он учит девушку обращению с пулемётом и отчаянно флиртует с ней. В ответ Анна говорит Петьке, что чапаевцы – только с бабами герои. Тогда Петька обещает один пойти в тыл врага и привести языка.
В штабе белых денщик полковника Бороздина Потапов просит своего начальника отменить казнь брата, пытавшегося перейти на сторону красных. Бороздин заменяет расстрел экзекуцией. На деле же брата Потапова порют шомполами. Умирая, он просит ухи, и Потапов идёт на речку наловить рыбы. Там его и находит Петька, охотящийся за языком. Однако Петька сжалился над Потаповым и отпустил его. Чапаев обещает за это отдать своего ординарца под трибунал.
А в дивизии Чапаева неспокойно: бойцы из третьего взвода начали грабить местное население. Комиссар приказывает арестовать командира взвода. Чапаев возмущён, что Фурманов так поступил с его боевым товарищем. Но когда к комдиву пришли крестьяне и сказали, что всё, что награбили его бойцы, им вернули, Чапаев понимает: комиссар поступил правильно. Он просит созвать митинг, на котором пообещал впредь расстреливать каждого, кто будет замечен в грабеже.
Денщик белогвардейского полковника Потапов, потерявший брата, уходит к красным. Он сообщает Чапаеву, что на завтра назначена психическая атака каппелевцев. Дивизия готовится к её отражению. Бойцы занимают позиции, однако в одном из эскадронов вспыхнул бунт: красноармейцы убили командира и отказываются воевать вдали от дома. Чапаев скачет в эскадрон, усмиряет бунт, расстреливает зачинщика и лично ведёт конницу в атаку на марширующих каппелевцев. В бою отличается и Анна, остановившая колонну белых пулемётным огнём. Каппелевцы бегут.
Через некоторое время белые берут реванш. Заметив, что штаб красных оторван от основных частей, полковник Бороздин ведёт свои войска в ночной рейд на Чапаева. Атака на плохо защищённую станицу увенчивается успехом: немногочисленные красноармейцы отстреливаются, но вынуждены отступить за реку. Анку отправляют за подмогой. Петька ведёт к берегу раненного Чапаева. Вскоре оба гибнут: Петька на берегу, Чапаев в воде. И уже после их смерти подоспевшие отряды красных наголову разбивают врагов.
Фразы, ушедшие в народ
– Тихо, граждане! Чапай думать будет.

– Брат Митька помирает, ухи просит.

– Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне!

– Белые пришли – грабют, красные пришли – грабют. Ну куда крестьянину податься?

– Александр Македонский тоже был великий полководец, но зачем же табуретки ломать?
(Перифраз реплики Городничего из «Ревизора» Гоголя:
«Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»)

– Я чай пью – и ты садись чай пей. Я обедаю – садись и ты кушай. Вот такой я командир.

– Я академиев не проходил.

– Психическая? Ну хрен с ней, давай психическую.

– Красиво идут!
– Интеллигенты!

– Ты за большевиков али за коммунистов?
– Я за Интернационал!

– Наплевать и забыть!
Братья Васильевы

Советские кинорежиссёры и сценаристы, однофамильцы Георгий (1899—1946) и Сергей (1900—1959) Васильевы.

Биография
Братья Васильевы – совместный псевдоним Георгия Васильева (1899-1946) и Сергея Васильева (1900-1959), которые на самом деле были однофамильцами. Познакомились они в 1925 году на почве кино: Георгий тогда занимался перемонтажом зарубежных фильмов на киностудии имени Горького, а Сергей был редактором-монтажёром на «Ленфильме». Профессиональная подготовка у них была разной: если Георгий был большим специалистом в теории и литературной составляющей, так как успел поработать кинокритиком, то Сергей был силён в практике съёмок и монтажа – он окончил Ленинградский институт экранного искусства (ныне Университет кино и телевидения). После слияния «Госкино» и «СевЗапкино» в 1928 году их рабочие места оказались рядом в одной комнате. Оба тогда занимались монтажом на «Ленфильме». Тогда же родился их творческий дуэт, и он взяли себе псевдоним братья Васильевы. Сергей с 1928 года, а Георгий с 1929 года перешли на режиссёрскую работу. Вскоре они стали учениками Сергея Эйзенштейна.
Вместе Васильевы сняли восемь фильмов, из них, безусловно, самый известный – «Чапаев». Хотя во время войны пользовалась зрительским успехом и их дилогия «Оборона Царицына».
При работе над «Чапаевым» режиссёрам помогал военный опыт Сергея: он был участником Первой мировой и Гражданской войн, был командиром роты.
Съёмки «Чапаева» сыграли счастливую роль и в личной жизни Сергея: он влюбился в актрису Варвару Мясникову, игравшую Анку. Вскоре они поженились, у них родилась дочь.
В военные годы братья Васильевы были эвакуированы в Алма-Ату, где Сергей Васильев возглавил Центральную объединённую киностудию, в которой работали кинематографисты со всего Союза. В 1944 году они вернулись в Ленинград, и Сергей Васильев стал худруком «Ленфильма».
К сожалению, сразу после войны их «братство» прекратило существование: в 1946 году Георгий умер от туберкулёза.
Сергей тяжело переживал потерю друга. За всю оставшуюся жизнь он снял всего три фильма, и то один из них – «Наши песни» - так и не закончил. В 1955 году он перешёл с творческой на административную работу – стал директором «Ленфильма», пробыв в этой должности два года. А уйдя в отставку, тут же снял картину «В дни Октября». Увы, она стала последней – в 1959 году Сергей Васильев скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом со своим «кинобратом» – Георгием Васильевым.
Фильмография
Совместная:
1928 - Подвиг во льдах
1930 - Спящая красавица
1932 - Личное дело
1933 - Невероятно - но факт!
1934 - Чапаев
1937 - Волочаевские дни
1942 - Оборона Царицына
1943 - Фронт
Сергея Васильева:
1950 - Наши песни (не окончен)
1954 - Герои Шипки
1958 - В дни Октября (только первая серия)
Борис Бабочкин

(1904-1975)
Популярнейший советский актёр, выдающийся режиссёр и педагог.

Биография
Детство Бабочкина было трудным. Родился он под Саратовом и, не успев окончить школу, оказался втянутым в водоворот революции. Он сразу принял сторону большевиков. Пятнадцатилетним парнишкой он служил в политотделе 4-й армии, той самой, где воевала 25-я «чапаевская» дивизия. Правда, с легендарным комдивом ему познакомиться не довелось.
После Гражданской войны Бабочкин решил стать актёром. Он поступил в театральную студию, причём настолько успешно сдал экзамены, что его зачислили сразу на последний курс сценического отделения. Так что уже в 1921 году он оказался на профессиональной сцене. За пять лет он сыграл около двухсот ролей на подмостках девяти театров – он их менял, как перчатки. По стране юного актёра, а в начале карьеры ему стукнуло всего 17 лет, помотало немало: Ивано-Вознесенск, Могилёв, Самарканд, Бердичев, Кострома, Москва, Воронеж – и это ещё не полный список городов. Цель этих переездов была одна: он страстно хотел играть и мчался туда, где предлагали больше ролей.
Наконец, в 1927 году начинающего артиста заметил руководитель Ленинградского театра Сатиры Давид Гутман и позвал к себе. Бабочкину показалось, что он попал в рай: хотя театр был ещё очень молод, в его труппе состоял набиравший популярность Леонид Утёсов со своим Тео-джазом. Но в 1931 году Бабочкин сделал следующий шаг: он перешёл в Александринку – театр драмы имени Пушкина. Это была ступень вверх, и ещё какая - академический театр с богатейшими традициями, отменной школой и звёздной труппой. Бабочкин жадно учился у коллег, всматривался в работу корифеев сцены, причём не только актёров, но и режиссёров. Там Бориса заметил Александр Кугель, знаменитейший и очень уважаемый театральный критик. Он в своих рецензиях не скупился на похвалы Бабочкину, особенно за роль Сысоева в пьесе Всеволода Вишневского «Первая конная».
А Бабочкин вскоре почувствовал в себе силы ставить собственные спектакли. И он это сделал! «Нора» по пьесе Ибсена стала его режиссёрским дебютом, и довольно удачным. Правда, в Александринке к этому отнеслись спокойно. Зато другой, не менее знаменитый театр – Большой драматический – тут же позвал Бабочкина к себе, причём в качестве режиссёра. И в 1935 году он перешёл в БДТ. Успех его постановок был феноменальным: классические пьесы зазвучали по-новому. И в 1938 году его назначили художественным руководителем театра. К тому времени он уже был совсем не похож на своего знаменитого, но простоватого киногероя. Бабочкин набрался опыта и умения, у него оказался потрясающий художественный вкус и режиссёрское чутьё. Тяготея к классическому театру, он живо интересовался новаторскими идеями. В общем, он стал признанным Мастером.
Казалось бы, худрук БДТ - венец карьеры, чего ещё желать? Но Бабочкин решил положить к своим ногам Москву. В 1940 году он стал режиссёром театра имени Вахтангова. А затем снова окунается в сумасшедшую жизнь, меняя одно место работы за другим. Кажется, только-только он потряс всех ролью Огнева в вахтанговском спектакле «Фронт», а уже ставит «Бранденбургские ворота» в Театре-студии киноактёра. Но и это оказался лишь промежуточный этап: в 1949 году он пришёл в Малый театр. Там, наконец, Бабочкин почувствовал себя дома. У него были великолепные партнёры по сцене – Игорь Ильинский, Михаил Царёв, Михаил Жаров, Татьяна Панкова. Но жажда новых достижений и неуёмная энергия толкали Бабочкина дальше. В Малом он провёл всего два года, а затем уехал в Болгарию ставить спектакли в Софийском народном театре. Вернувшись через год в Москву, он стал худруком театра имени Пушкина. Но, видимо, тоска по Малому давала о себе знать. Так что в 1955 году Бабочкин вернулся в любимый театр и уже остался в нём до самой смерти.
И до конца жизни у него было ещё одно любимое дело: преподавание. Ещё с 30-х годов он учил молодых актёров в студии при БДТ. С 1944 года он преподавал во ВГИКе, а с 1966 года у него там был свой курс. Студенты были в восторге от своего профессора: он их учил собственным примером, показывая каждому, как надо работать над ролью. При этом он умел мгновенно перевоплощаться в кого угодно – мужчин и женщин, стариков и детей, и для этого Бабочкину не нужно было костюмов и грима. Он просто играл, и каждый образ был достоверен. Студенты вспоминали, как во время читки одной пьесы их любимый преподаватель показал, что такое театр одного актёра: он сыграл абсолютно все роли просто сидя за столом с текстом в руках. Но сыграл настолько гениально, что у студентов было полное впечатление, что они увидели постановку как минимум с десятью актёрами, декорациями, костюмами, гримом и даже музыкой.
Борис Бабочкин умер в 1975 году за рулём машины. Он почувствовал себя плохо и затормозил, чтобы никого не сбить. А когда автомобиль остановился, он был уже мёртв - инфаркт.
Фильмография
1928 - Мятеж
1930 - Заговор мёртвых
1932 - Возвращение Нейтана Беккера
1933 - Первый взвод
1934 - Чапаев
1935 - Подруги
1938 - Друзья
1941 - Чапаев с нами
1942 - Оборона Царицына
1942 - Непобедимые
1943 - Актриса
1943 - Фронт
1945 - Родные поля
1947 - Повесть о «Неистовом»
1948 - Повесть о настоящем человеке
1949 - Великая сила
1954 - Тревожная молодость
1959 - Аннушка
1961 - Иван Рыбаков
1966 - Дачники
1973 - Плотницкие рассказы
1975 - Бегство мистера Мак-Кинли
Made on
Tilda