1934
Григорий Александров
Весёлые ребята
Едва выйдя на экраны в 1934 году, фильм Григория Александрова «Весёлые ребята» завоевал небывалую популярность. Ещё бы, это была первая в Советском Союзе музыкальная комедия. И если в Америке этот жанр уже полюбился зрителям, то здесь такого ещё не видели.

Весёлые ребята
Москинокомбинат, 1934, продолжительность 88 минут
Фотоаппарат в награду
Картина нарочно делалась по голливудским канонам. Этому способствовала и длительная зарубежная командировка Александрова, в которую он ездил с Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ в 1931-1932 годах. Тогда съёмочную группу «Броненосца «Потёмкина» отправили в Европу, США и Мексику рассказывать о советском кино и набираться опыта. Этот опыт и пригодился Александрову. Рецепт был прост: брался популярный певец – в данном случае Леонид Утёсов, - ему давалась роль талантливого непрофессионального музыканта, к нему «прилагалась» красивая актриса для лирической линии сюжета – и с ней рука об руку певец шёл к вершинам успеха. Таких лент - сотни.
Не мудрено, что ещё на стадии подготовки к съёмкам многие работники советской киноиндустрии обвиняли фильм, что он «какой-то не наш», «западный», а сценаристка Эсфирь Шуб прямо писала: «Подставьте английские имена, и получится настоящая американская комедия. Вещь целиком не наша». К тому же Александров позже признавался, что, работая над картиной со сценаристами Николаем Эрдманом и Владимиом Массом, они сознательно уходили от идеологии, стараясь, чтобы было просто смешно.
Но «Весёлые ребята» оказались особенными. Во-первых, фильм всё равно получился агитационным, восхваляющим жизнь при Сталине. Позже Александров снимет немало картин, гораздо более пропитанных идеологией: «Волга-Волга», «Цирк», «Светлый путь», «Весна». Даже кумир миллионов зрителей Чарли Чаплин, оставшийся в восторге от «Весёлых ребят», это заметил: «Александров открыл нам новую Россию. До этого американцы знали Россию Достоевского, теперь они увидели большие сдвиги в психологии людей. Люди бодро и весело смеются. Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами».
Во-вторых, судьба актрисы, сыгравшей подругу главного героя, сложилась не типично: Любовь Орлова и сама стала настоящей звездой, в том самом, голливудском смысле. Дело в том, что во время съемок в неё по уши влюбился Григорий Александров. Он оставил семью, женился на Орловой и затем снимал её во всех фильмах, сделав «русской Марлен Дитрих». Она первой из советских артистов могла позволить себе «звёздную» жизнь – с шиком и роскошью, свободными разъездами по всему миру. Для неё и Александрова по личному указанию Сталина построили дом во Внуково, где они жили и принимали гостей, в числе которых были и Федерико Феллини с Джульеттой Мазиной, и та самая Марлен Дитрих, с которой вечно сравнивали Орлову.
Зато для Леонида Утёсова «Весёлые ребята» стали последним художественным фильмом, в котором он снялся. Как музыкант он достиг наивысшего успеха, а кинокарьера не задалась. И даже когда съёмочную группу награждали за работу, Александров и Орлова удостоились орденов, а Утёсов получил лишь фотоаппарат.

Рекорд монтажа
Половине успеха «Весёлые ребята» обязаны музыке Исаака Дунаевского, звучащей в картине. Многие номера были взяты из спектакля Утёсова «Музыкальный магазин», шедшего на сцене ленинградского «Мюзик-холла». И даже имя главного героя Кости Потехина – оттуда же. Только теперь он стал не продавцом, а пастухом.
На черноморском курорте его приняли за парагвайского маэстро Косту Фраскини. Богатая дама Елена, названная в титрах «дитя Торгсина», пригласила Костю на приём, куда тот заявился со своим стадом. Сцена, когда скотина вламывается в столовую и учиняет разгром, стала одной из самых популярных. Правда, в наше время её бы не дали снять: поросёнка, чтобы он выглядел пьяным, по-настоящему напоили коньяком. Дали ведро водки и быку. С ним, кстати, получилась проблема: напившись, он начал буянить, бодался, нападал на людей. Справиться с животным дрессировщики не могли. Но помог местный ветеринар, посоветовавший добавить в водку бром – бык сразу стал спокойным. Что, впрочем, не избавило Любовь Орлову от серьёзной травмы: в эпизоде, когда она едет верхом на быке, животное взбрыкнуло, актриса упала и повредила ногу. «Корриду» доснимали через полтора месяца, когда Орлова вышла из больницы.
Профессионалы кино отмечают и знаменитую сцену «музыкальной драки», когда участники ансамбля Кости Потехина ссорятся во время репетиции. В этом динамичном четырёхминутном эпизоде больше 250 монтажных склеек! То есть каждый кадр длится менее одной секунды. Причём каждый план отдельно придумывался, выстраивался, а потом монтировался. Был практически повторён мировой рекорд, когда кадр длился 0,8 секунды, но он был поставлен ещё в эру немого кино.
За рубежом картина шла под двумя названиями: «Москва смеётся» и «Мир смеётся» - и имела огромный успех. Призов, правда, не завоевала. А в СССР фильм полюбился настолько, что его с удовольствием смотрят и спустя 80 лет после выхода на экраны. Уж очень талантливо снято.

Привет Мексике
Музыка
Если присмотреться к артикуляции Леонида Утёсова, когда он поёт песню «Легко на сердце от песни весёлой», можно заметить, что он произносит: «А ну давай, поднимай выше ноги, а ну давай, не задерживай, бугай». Дело в том, что к моменту съемки эпизода текст песни ещё не был написан, и Утёсов пел то, что приходило в голову. Со стихами вышла проблема – они никак не удавались. Не помог и объявленный через газеты народный конкурс. Пока, наконец, Василий Лебедев-Кумач не создал свой хрестоматийный вариант.

С этой песней, кстати, связана и история заимствования: Григорий Александров хотел получить «Марш весёлых ребят» в стиле мексиканской песни «Аделита» - и напел её Дунаевскому, как сумел. Одну музыкальную фразу композитор сохранил почти в оригинальном варианте – она звучит на словах «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт». «Плагиат» советская публика заметила в 1935 году, увидев мексиканский фильм «Вива, Вилья!» - было даже расследование в Союзе композиторов. Оно постановило, что Дунаевский действительно использовал двухтактный оборот из «Аделиты», но такая творческая переработка народных мелодий в искусстве лишь приветствуется.

Песня «Сердце» была самой любимой у Леонида Утёсова. Он с удовольствием пел её всю жизнь и даже книгу воспоминаний назвал «Спасибо, сердце».
А вот номер «Тюх-тюх, разгорелся наш утюг» попал под жернова критики – он был написан, как частушка. Но этот недостаток сыграл и положительную роль: песня полюбилась простому народу.

Крылатые фразы
- Ох, какая женщина! Убиться можно.

- Я думала вы музыкант, а вы пастух!
- Ну и что? Сегодня пастух, завтра музыкант.
- Вот завтра и приходите.

- Думала, думала. Индюк тоже думал.

- Рейс делали? Делали. Тридцать рублёв подряжали? Подряжали. Гони монету!

- Катафалк не резиновый, местов больше нету!

- Мы люди творческие, нам нужна мёртвая тишина.

- Мы ретепи-пети-петировали.

- Я вас познакомлю с мамой.
- А она не заругается?
- Да что вы, она умрёт от счастья!
- Ладно, если умрёт – приду.

- Простой пастух?
- Не простой, а главный.

- Ты играй-играй, а рукам волю не давай!

- А платить кто будет, Пушкин?

- Что такой женщине Восьмого марта делать? Рук-то нету, голосовать нечем.

- Вы такой молодой, и уже гений. Ну как же так можно?
- Привычка…

Григорий Александров
(1903-1983)

Выдающийся советский режиссёр, мастер музыкальной комедии.

Биография
Настоящая фамилия - Мормоненко. Родился в 1903 году в Екатеринбурге. С девяти лет работал в оперном театре рассыльным, потом бутафором, осветителем, помощником режиссёра. В 1919 году познакомился с будущим режиссёром Иваном Пырьевым, налаживал с ним художественную самодеятельность в Екатеринбурге. 1920 году окончил режиссёрские курсы при Губобрнадзоре, отвечал за репертуар кинотеатров, занимался перемонтажём иностранных фильмов. В 1921 году в Екатеринбург приехала студия Художественного театра. Актёры и педагоги увидели игру молодых Пырьева и Александрова и пригласили их в Москву. Они устроились в Первый рабочий театр Пролеткульта, где Александров познакомился с Сергеем Эйзенштейном. С 1924 года они работают вместе над фильмами «Стачка», «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», «Старое и новое». В 1929-1932 годах с Эйзенштейном ездит по Европе, США и Мексике - они читают лекции о советском кинематографе, осваивают технику звукового кино, перенимают западный опыт съёмок фильмов.
Этот опыт пригодился уже в 1932 году, когда Александров начал работу над первой в СССР музыкальной комедией «Весёлые ребята». В этой картине режиссёр сознательно смешивает жанры голливудского мюзикла, оперетты, цирка и мюзик-холла, что во многом обеспечило успех ленты.
На съёмках он знакомится с актрисой Любовью Орловой. И, хотя она была замужем, а он женат, у них начался роман, закончившийся свадьбой. В дальнейшем Александров всегда снимал Орлову в своих фильмах.
Александров стал признанным мастером комедии. Также его считают создателем стиля «сталинский ампир» в кинематографе: его картины показывали жизнь в Советском Союзе счастливой, весёлой, практически беспроблемной, а все недостатки представлялись ещё не изжитым наследием капиталистического прошлого. И, хотя всё это было далеко от реальности, картины Александрова имели столь мощный пропагандистский эффект, что многие зрители и в СССР, и за рубежом верили в достоверность показанного на экране.
С началом войны вступил в отряд ПВО, во время одного из налётов на Москву был контужен и повредил спину. Позже уехал в эвакуацию в Алма-Ату, затем в Баку руководить местной киностудией, в 1943 году назначен директором «Мосфильма».
Снимал он и документальные фильмы, например, «Доклад Сталина о проекте Конституции СССР», «Великое прощание» - о похоронах вождя, «Любовь Орлова» - о своей жене.
В 1950-е годы преподавал во ВГИКе, активно участвовал в киножизни. Но после двух неудачных фильмов стал редко снимать.
Александров и Орлова были любимцами Сталина. По его приказу для них была построена дача во Внукове, где бывали в гостях Марлен Дитрих, Федерико Феллини, Джульетта Мазина. Но в основном супруги жили замкнуто. Регулярно к ним приезжали лишь ближайшие друзья - Фаина Раневская и Ростислав Плятт.
Александров был удостоен двух Сталинских премий, звания Героя социалистического труда.
Умер в Москве в 1983 году, пережив супругу на восемь лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его последний фильм «Любовь Орлова» вышел на экраны в том же году, но уже после смерти Александрова.
Фильмография
1924 - Стачка (сценарист, актёр)
1925 - Броненосец "Потёмкин" (сценарист, второй режиссёр, актёр)
1927 - Девушка с далёкой реки (сценарист)
1927 - Октябрь
1929 - Старое и новое
1930 - Женская беда - женское счастье (короткометражный)
1930 - Сентиментальный романс (снят во Франции)
1930 - Спящая красавица
1932 - Да здравствует Мексика! (снят в Мексике Эйзенштейном и Александровым, завершён в 1979 году Александровым)
1933 - Интернационал
1934 - Весёлые ребята
1936 - Цирк
1938 - Волга-Волга
1940 - Светлый путь
1940 - Время на солнце (снят в США совместно с Эйзенштейном)
1941 - Боевой киносборник №4
1943 - Одна семья
1944 - Каспийцы (документальный)
1947 - Весна
1949 - Встреча на Эльбе
1952 - Композитор Глинка
1953 - Великое прощание (документальный)
1958 - Человек к человеку
1960 - Русский сувенир
1965 - Ленин в Швейцарии
1974 - Скворец и лира
1983 - Любовь Орлова (документальный)

Леонид Утёсов
(1895-1982)

Один из самых популярных в СССР артистов эстрады, музыкант.

Биография
Настоящее имя - Лазарь Вайсбейн. Родился в Одессе в многодетной еврейской семье. Учился в коммерческом училище, но был отчислен. Работал гимнастом в цирке, актёром в театре миниатюр в Кременчуге. В 17 лет взял псевдоним Леонид Утёсов и начал выступать на эстраде с самостоятельными номерами. В 1920-е годы работал во многих театрах Одессы, Москвы и Ленинграда. А в 1928 году в Париже впервые увидел выступление джазового оркестра, в котором музыканты не просто исполняли музыкальные произведения, но и разыгрывали сценки. Вернувшись в СССР, Утёсов создал оркестр «Теа-джаз» (театрализованный джаз), который завоевал огромную популярность в стране. С появлением этого коллектива джаз, который до этого был под запретом, стал признан в СССР, а вскоре голос Утёсова стал узнаваемым, он часто выступал на радио.
Для «Теа-джаза» писал музыку друг Утёсова Исаак Дунаевский. Его Утёсов и «привёл» с собой в качестве композитора в фильм Григория Александрова «Весёлые ребята». Однако этот фильм, несмотря на колоссальный успех, стал последним в жизни Утёсова. После этого он снимался только в кино- и телеконцертах, а также делился воспоминаниями в документальных фильмах.
Зато музыкальная карьера развивалась успешно. Утёсов - исполнитель самых популярных в СССР песен, он много гастролировал.
В годы войны Утёсов в составе агитбригад многократно ездил на фронт, выступал на передовой, не раз попадал под обстрелы.
После войны Утёсов продолжил выступать со своим оркестром, они ездили по всей стране, записывали пластинки. В 1961 году Утёсов покинул сцену, но продолжил руководить оркестром. Правда, иногда на концертах он всё же исполнял одну-две песни.
Многие песни из репертуара Леонида Утёсова до сих пор любимы: «Спасибо, сердце», «Дорогие мои москвичи», «Дорога на Берлин», «Мишка-одессит», «У Чёрного моря», «Марш весёлых ребят», «Гоп со смыком», «Всё хорошо, прекрасная маркиза», «У самовара», «Московские окна», «Песня извозчика», «Му-му», «Песенка военных корреспондентов» и множество других.
Скончался в Москве в марте 1982 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Фильмография
1919 — Лейтенант Шмидт
1923 — Торговый дом «Антанта и К°»
1926 — Карьера Спирьки Шпандыря
1928 — Чужие
1934 — Весёлые ребята
Любовь Орлова
(1902 - 1975)

Популярная советская киноактриса, пианистка, певица.

Биография
Родилась под Москвой в 1902 году в дворянской семье, родственница писателя Льва Толстого. Частым гостем семьи был Фёдор Шаляпин с дочерями, которые стали подругами юной Любы. С детства Орлова обнаружила талант актрисы и певицы, однако родители хотели, чтобы она стала пианисткой.
После революции Любовь приютила сестра матери, они жили в подмосковном Воскресенске, едва сводя концы с концами. В то время Орлова уже училась в Московской консерватории, однако из-за болезни Меньера, вызывающей поражение слуха, а также из-за необходимости зарабатывать на жизнь, не окончила её. Поступила в ГИТИС, одновременно работая тапёром в московских кинотеатрах. В 1926 году стала петь в хоре студии МХАТ. В 1933 году стала солисткой, сыграв главную роль в оперетте «Перикола» - в этом спектакле её и увидел Григорий Александров и пригласил на роль Анюты в «Весёлых ребятах».
К тому времени первый муж Орловой Андрей Берзин был репрессирован (они поженились в 1926 году, в 1930 году мужа арестовали), и актриса сошлась с Александровым. Их брак был долгим и счастливым, хоть и бездетным. Всю жизнь супруги обращались друг к другу на "вы".
Александров снимал Орлову во всех своих художественных фильмах, сделав из неё настоящую звезду. По настоянию мужа актриса сделала несколько пластических операций, чтобы стать похожей на Марлен Дитрих. Александров в своих картинах намеренно цитирует с Орловой самые эффектные номера Дитрих в расчёте на успех - и не ошибается в ожиданиях. Популярности Орловой способствует не только внешность, но и несомненный актёрский талант и прекрасные вокальные данные.
Во время войны она постоянно выступала на фронтах с концертами. После войны продолжала сниматься в кино и играть в театре.
Была любимицей не только народа, но и Сталина. Орлова была чуть ли не единственным человеком, который мог в любое время прийти в кабинет главы государства. Они часто общались по телефону, причём иногда разговаривали часами.
Жила с мужем уединённо на даче во Внукове, построенной для них по личному распоряжению Сталина. Её ближайшей подругой была Фаина Раневская.
Несмотря на огромную популярность, Орлова оставалась открытым и отзывчивым человеком, часто помогала другим - а письма с просьбами приходили к ней со всей страны.
До самой смерти каждое утро Любовь Орлова начинала с полуторачасовых занятий у балетного станка. Она делала это, даже лёжа в больнице, где её безуспешно пытались вылечить от рака поджелудочной железы. От актрисы, правда, этот диагноз скрывали.
Скончалась в 1975 году. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Во время похорон Александров распорядился не открывать гроб, чтобы лицо Орловой запомнилось всем таким, каким он было на киноэкране.
Фильмография
1933 — Любовь Алёны
1934 — Петербургская ночь
1934 — Весёлые ребята
1936 — Цирк
1937 — Наш цирк (короткометражный)
1938 — Волга-Волга
1939 — Ошибка инженера Кочина
1940 — Светлый путь
1941 — Боевой киносборник № 4
1941 — Дело Артамоновых
1943 — Одна семья
1943 — Каспийцы (документальный)
1947 — Весна
1949 — Встреча на Эльбе
1950 — Мусоргский
1952 — Композитор Глинка
1960 — Русский сувенир
1974 — Скворец и Лира
Made on
Tilda