1925
СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН
Броненосец
Потёмкин
Фильм Сергея Эйзенштейна, вышедший в 1925 году, стал кульминацией эры немого кино. Всего два года оставалось до первых полнометражных звуковых картин, а пока публика и критики, повидавшие сотни немых лент, лишь удивлённо раскрыли рот – фильмов, сопоставимых по силе эмоционального воздействия, мировой кинематограф ещё не знал.

Броненосец Потёмкин
Студия «Мосфильм», 1925 год, длительность 75 минут
Главное – эмоция
Впрочем, этого шедевра могло и не быть, если бы Сергей Эйзенштейн придерживался изначального сценария, написанного Ниной Агаджановой. Режиссёру поручили снять эпическую ленту к 20-летию революции 1905 года: с Кровавым воскресеньем, Русско-японской войной, армяно-татарской резнёй, баррикадами в Москве. Восстание на «Потёмкине» должно было стать лишь одним из эпизодов. Но на съёмки Правительство отвело всего полгода, и Эйзенштейну пришлось ограничиться событиями в Одессе. Вместе со вторым режиссёром, будущим гением кино Георгием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ он полностью переписал сценарий, сосредоточившись не столько на повествовательной, сколько на эмоциональной составляющей.

Новый монтаж
Пока американские режиссёры шлифовали технику «непрерывного монтажа», ставшего впоследствии основным методом кинопроизводства, Сергей Эйзенштейн взорвал мир своей теорией «интеллектуального монтажа» и «монтажа аттракционов» как его составной части. И «Броненосец «Потёмкин» стал наглядным свидетельством эффектности и зрелищности такой методики. «Аттракцион» – это кадры, которые должны оказать мощное эмоциональное воздействие на зрителя, вызвать определённые, точно рассчитанные режиссёром ассоциации. И тут на первый план выходят, казалось бы, второстепенные детали, но именно они и вызывают должный эффект. Это и прыгающая по ступеням одесской лестницы коляска с ребёнком, и брезент, которым накрыты приговорённые к расстрелу матросы, и корабельный поп, постукивающий крестом по руке.
Ритм фильма постоянно меняется. Например, в сцену расстрела матросов вмонтировано множество коротких кадров – каждый подчёркивает напряжённость момента, а вместе они создают впечатление остановившегося в ожидании команды «пли!» времени. А вот расправа над офицерами корабля или разгон горожан на Потёмкинской лестнице, наоборот, происходят стремительно – в какую-то пару экранных минут вместился целый набор ярких, динамичных мизансцен.
Ничего подобного мир до этого не видел. А увидев, единогласно признал Сергея Эйзенштейна гением, а «Броненосец «Потёмкин» – шедевром. В 1954, 1958 и 1974 годах критики и киноведы называли его лучшим фильмом всех времён и народов. Он постоянно входит в рейтинг величайших достижений кино, составляемый британским журналом Sight&Sound каждые десять лет, а в 2010 году журнал Empire поместил его на третью строчку списка ста лучших картин мирового кинематографа. В 1928 году «Броненосец «Потёмкин» получил приз Американской киноакадемии как лучший иностранный фильм – это случилось за год до первой церемонии «Оскара», а так бы статуэтка обязательно оказалась в руках Сергея Эйзенштейна.
Сюжет

Матросы стоящего на рейде Одессы броненосца «Потёмкин» отказываются есть обед, приготовленный из червивого мяса. Офицеры корабля приговаривают к расстрелу зачинщиков этой акции неповиновения. Но караул отказывается стрелять в своих товарищей, а остальные матросы поднимают бунт, сбрасывая офицеров за борт. Во время этой расправы гибнет и вдохновитель восстания матрос Вакуленчук.

Его тело товарищи отвозят на берег и кладут в палатке на причале, чтобы жители Одессы узнали о поднятом мятеже и его причинах: на грудь Вакуленчука положили табличку «За ложку борща». Одесситы поддерживают взбунтовавшихся матросов. Рыбаки на лодках плывут к броненосцу и братаются с командой. Остальные жители собираются на набережной.

Обеспокоенные восстанием и его поддержкой в городе власти Одессы вызывают регулярные войска и казаков. Те разгоняют горожан, устраивая бойню на Потёмкинской лестнице. В ответ броненосец даёт залп по Оперному театру, где заседает армейский штаб.

На подавление восстания на броненосце приходит эскадра Черноморского флота. Однако её матросы отказываются стрелять в своих товарищей, и «Потёмкин» спокойно проходит через строй кораблей, поднимает красный флаг и «вплывает» в зрительный зал.
От Бетховена до «Пинк Флойда»
Музыка
Во время премьеры в Большом театре 24 декабря 1925 года фильм сопровождался мелодиями из «Эгмонта» Бетховена, «Франчески ди Риммини» Чайковского и «Робеспьера» Литольфа. Для европейской премьеры, прошедшей в Берлине в 1926 году, музыку написал Эдмунд Майзель, включив в саундтрек, по просьбе Сергея Эйзенштейна, мелодии «Дубинушки» и «Вы жертвою пали».

В 1950 году картина была восстановлена и появилась в советском прокате в сопровождении музыки Николая Крюкова. А в 1976 году вышла наиболее известная версия – с отрывками из симфоний Шостаковича.

Между тем свою музыку для «Броненосца «Потёмкина» предлагали многие знаменитые композиторы. Так, в 2004 году саундтрек для фильма записала группа «Пет Шоп Бойз», в 2007-м – американец Дель Рей, в 2012-м – англичанин Майкл Найман. А в московском Музее кино с успехом шли показы под композиции «Пинк Флойда» и «Нирваны».

Режиссер
Сергей Эйзенштейн
(1898 – 1948)

Выдающийся советский кинорежиссёр, теоретик кино, педагог.

Биография
Родился в Риге в семье архитектора. Учился в Рижском реальном училище, увлекался рисованием, фотографией. В 1915 году переехал в Петербург и поступил в Институт гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).
После революции был призван в Красную армию. В 1921 году по совету своего друга Максима Штруха, с которым он вместе снимал комнату, поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские, ставил спектакли. В 1925 году окунулся в мир кино, сняв фильм «Стачка». Сразу после этого приступил к съёмкам «Броненосца «Потёмкина».
В 1928-1932 годах находился в длительной зарубежной командировке, посетив многие страны Европы, США, Мексику, где он выступал с лекциями по теории монтажа и сотрудничал с кинокомпаниями.
Вернувшись в СССР, возглавил кафедру режиссуры Государственного института кинематографии и приступил к съёмкам картины «Александр Невский», ставшей классическим образцом созданной Эйзенштейном теории «интеллектуального монтажа».
Во время Великой Отечественной войны снимал фильм «Иван грозный», признанный многими вершиной творчества Эйзенштейна.
Скончался в 1948 году в Москве от инфаркта. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Фильмография
1923 - Дневник Глумова (киновставка в театральную постановку «На всякого мудреца довольно простоты»
1924 — Стачка
1925 — Броненосец «Потёмкин»
1927 — Октябрь
1929 — Штурм Ля Сарраса (в соавторстве с Айвором Монтагу и Гансом Рихтером)
1929 — Старое и новое
1930 — Сентиментальный романс
1931 — Землетрясение в Оахаке (документальный)
1931 — Да здравствует Мексика! (завершён в 1979 году Григорием Александровым)
1933 — Эйзенштейн в Мексике (документальный)
1933 — Буря над Мехико
1934 — День смерти
1935—37 — Бежин луг
1938 — Александр Невский
1940 — Время на Солнце (документальный, в соавторстве с Григорием Александровым)
1941 — Мексиканская симфония
1941 — Свободная земля
1941 — Идол надежды
1941 — Обретение креста
1941 — Семена Свободы (в соавторстве с Гансом Бюргером)
1944 — 46 - Иван Грозный
Made on
Tilda