1973 год
ТАТЬЯНА ЛИОЗНОВА

Семнадцать мгновений весны
Cоветское телевидение показало первую серию 12-серийного фильма «Семнадцать мгновений весны» 11 августа 1973 года. И две недели, пока шла картина, на улицах по вечерам было малолюдно – все прильнули к экранам.

«Семнадцать мгновений весны»
Киностудия имени М. Горького, 1973 год
У фильма несколько слагаемых успеха. Первое – образ агента-интеллектуала Штирлица, созданный Юлианом Семёновым и сыгранный Вячеславом Тихоновым. Это такой Шерлок Холмс от разведки, который много думает, всё просчитывает и почти не совершает ошибок. Под стать ему его «профессор Мориарти», шеф гестапо Генрих Мюллер. Он в отличие от Штирлица реальный исторический персонаж. Правда, он был не таким симпатичным стариком, каким его сыграл Леонид Броневой. Это был 45-летний жестокий циник, карьерист и прирождённый криминалист, которого ненавидели и боялись. Единственная реальная черта «папаши Мюллера» – он не был идейным нацистом, но свою работу выполнял с рвением, за что его и ценили в рейхе.
Второе слагаемое успеха – новый для советского кино образ врага. На дворе март 1945-го, исход войны ясен, но в главном управлении Имперской безопасности никакой паники, все подтянуты, спокойны и делают свою работу. В фильме фашисты умны и даже аристократичны, в общем, враг достойный и даже обаятельный. А от этого ещё более страшный. Режиссёр Татьяна Лиознова даже одела эсэсовцев в чёрные мундиры, хотя их упразднили в 1938 году, но так герои фильма выглядели красивее.
Третье слагаемое – закадровый голос Ефима Копеляна. «Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза», «Это привычка, выработанная годами», «Истинный ариец, характер нордический, стойкий, в связях, порочащих его, не замечен», – всё это было сказано за кадром, но у зрителя создавалось впечатление, что он читал мысли Штирлица.
И наконец, четвёртое слагаемое – музыка Микаэла Таривердиева и песни, исполненные Иосифом Кобзоном. Лирические мелодии передавали тоску Штирлица по дому, любовь к Родине и вскоре зажили отдельной от фильма жизнью.
Ну и конечно, бесконечная галерея блестяще сыгранных ролей второго плана и эпизодических: пастор Шлаг Ростислава Плятта, профессор Плейшнер Евгения Евстигнеева, физик Рунге Григория Лямпе, Курт Айсман Леонида Куравлёва, Мартин Борман Юрия Визбора, радистка Кэт Екатерины Градовой, агент Клаус Льва Дурова, Габи Светланы Светличной, Вальтер Шелленберг Олега Табакова, подвыпившая дама с лисой Инны Ульяновой и многие другие.
Ну а высшим признанием картины стали анекдоты о Штирлице и Мюллере. Кроме них, всего четверо советских киногероев удостоились такой чести: Василий Иванович и Петька («Чапаев»), Наташа Ростова («Война и мир») и поручик Ржевский («Гусарская баллада»). И пополнится ли этот список когда-нибудь – неизвестно.
Анекдоты о Штирлице
Геринг, идя по коридору РСХА, увидел Штирлица в будёновке и с газетой «Правда» в руках.
– Кто это? – спросил он Мюллера.
– А, это Штирлиц, он русский шпион.
– А почему вы его не арестуете?
– Он всё равно выкрутится.

Штирлиц шёл по Берлину. Перед ним с крыши упал кирпич. «Вот те раз», – подумал Штирлиц. «А вот те два», – подумал Мюллер, бросая второй кирпич.

– Здесь продаётся славянский шкаф?
– Достали! Квартира Штирлица этажом выше!

Штирлиц: – Мюллер, вы догадались, что я советский шпион?
– Нет.
– Ну и слава богу, – облегчённо вздохнул Штирлиц.

Мюллер зашёл в кабинет Штирлица и увидел штандартенфюрера в будёновке, играющего на балалайке. Мюллер достал бутылку водки:
– Не один вы, дружище, тоскуете по Родине.

Штирлиц проснулся в тюремной камере. «Если войдёт гестаповец, я скажу, что я штандартенфюрер СС Штирлиц. Если войдёт красноармеец, скажу, что я полковник Исаев».
Входит милиционер:
– Ну и напились же вы вчера, товарищ Тихонов.
Рабочий момент съёмок. Режиссёр Татьяна Лиознова и актёр Вячеслав­ Тихонов обсуждают, каким должен быть Исаев-Штирлиц
Фото РИА «Новости»
Made on
Tilda